В регионе с помпой объявили о запуске госпрограммы – ипотека для бюджетников. Врачам, учителям, тренерам и музейным работникам обещают выплачивать из бюджета до 150 тысяч рублей на первоначальный взнос ипотечного кредита. Однако, в программе есть несколько «НО», которые делают ее фактически неработоспособной: во-первых, ежемесячный доход бюджетника должен быть не менее 20 тысяч рублей (а такой доход только у руководителей учреждений); во-вторых, бюджетник не получит субсидию, пока начальник не подпишет ему хорошую характеристику (создаются условия для вымогательства взятки-отката); в-третьих, распределяет деньги неповоротливая, медлительная и непрозрачная структура – ОАО «Ульяновская областная корпорация ипотеки и строительства».
За пять лет работы областная корпорация ипотеки и строительства помогла с ипотечным кредитом немногим более 300 ульяновцам. То есть в среднем выдавали по одному кредиту в неделю. И это при том, что у корпорации в Ульяновске шесть офисов, несколько десятков сотрудников и прямые миллионные вливания из областного бюджета. Гендиректор корпорации Олег Салыган называет работу своей структуры «эффективной», но признает, что «есть категории бюджетников, которые точно не смогут воспользоваться этой программой, например, работники дошкольного образования с их мизерными зарплатами». Широко разрекламированная ипотека для бюджетников может оказаться ипотекой для начальства и очередной «кормушкой» для чиновников, -предупреждают эксперты.
ипотека для начальников
В конце марта областное правительство приняло постановление «О предоставлении социальных выплат на приобретение жилья отдельным категориям граждан – сотрудникам областных госучреждений культуры, спорта, медицины и образования». Согласно постановлению, бюджетники могут получить помощь из бюджета для первоначального ипотечного взноса в размере половины суммы от взноса. Распределяет субсидии ОАО «Ульяновская областная корпорация ипотеки и строительства», существующая на деньги областного бюджета.
По словам гендиректора областной корпорации ипотеки и строительства Олега Салыгана, получить ипотеку сможет далеко не каждый бюджетник. «Программа, прежде всего, направлена на закрепление молодых специалистов в регионе. Но для участия в программе ежемесячный доход семьи бюджетника должен быть свыше 20 тысяч рублей», – рассказал Салыган. Все возражения по поводу того, что средняя зарплата в бюджетной сфере порядка 10-12 тысяч рублей, а молодые специалисты получают и того меньше, Салыган отметал как несущественные и вопрос, откуда у бюджетника возьмутся те вожделенные 20 тысяч рублей, предпочел не обсуждать. Вместо этого гендиректор областной корпорации рисовал радужные картины: «Сейчас вы покупаете однокомнатную квартиру за миллион и рожаете ребенка, через пять лет вы уже расплачиваетесь с ипотекой, заводите второго ребенка и уже можете покупать квартиру большей площади».
– Какая средняя зарплата в областной ипотечной корпорации? – прервал корреспондент 73online.ru мечты г-на Салыгана.
-14 тысяч рублей. У меня порядка 20 сотрудников корпорации взяли кредит в нашей корпорации
– А у вас какая зарплата, если не секрет?
– Секрет.
– Секрет тут в другом, – говорит эксперт «Института экономики города» Наталия Рогожина, – как вообще такая программа была утверждена, если требования программы не соответствуют реальным доходам бюджетников. Фактически получить эту ипотеку может только начальство бюджетных учреждений, а не рядовые сотрудники. Нужно просчитывать, какую категорию граждан охватит программа. Чтобы не было абсурдной ситуации: субсидии есть, но их почти никто не может получить. Программа должна быть экономически обоснованной, а экономическая обоснованность программы предполагает не только освоение бюджетных денег, но и изучение возможностей тех людей, на которые нацелена программа. Если этого нет – то грош цена такой программе. Работающая программа должна исходить из реальных доходов бюджетников.
коррупционный элемент
Эксперт центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Р» Алексей Шляпужников указывает еще на один существенный недостаток «ипотеки для бюджетников» – в программу заложены условия для коррупции, реализации коррупционных схем.
– Бюджетник должен подписать некую свою характеристику у начальства и если начальник соизволит, то работник получит субсидию. Мало того, что придумываются бессмысленные документы и идет бесконечная бумажная волокита, так все это создает условия для коррупции. Недобросовестный руководитель может вынудить подчиненного платить откат за свою подпись под документом.
– Эта программа не проходила независимой антикоррупционной экспертизы, – отмечает правозащитник Игорь Корнилов. – Через общественную экспертизу постановление правительства не прошло, значит, скорее всего, чиновники понимали, что там есть слабые места. По данным минрегиона в прошлом году в Ульяновской области неэффективно израсходовано порядка миллиарда бюджетных денег. И если деньги расходуются неэффективно, значит, есть коррупционная составляющая. Именно поэтому программа «ипотека для бюджетников» должна пройти независимую экспертную оценку.
безрезультатная программа
– Удивляет в этой программе и то, что фактически не указаны показатели её эффективности, – рассуждает руководитель Центра по защите прав потребителей Григорий Каленов. – То есть бюджетные деньги будут потрачены, а вот насколько эффективно – совершенно не понятно. Программа не может нормально функционировать, если нет целевых показателей и индикаторов. Любая программа должна иметь четкие критерии ее эффективности. Если программа направлена на закрепление специалистов, то где прогнозы и расчеты по тому, сколько специалистов и по каким дефицитным специальностям «закрепятся» в регионе. Пока все это как говорится в тумане.
Еще большего тумана нагнал и разработчик программы гендиректор областной корпорации ипотеки и строительства Олег Салыган. Он заверил, что уже через месяц мы увидим счастливых бюджетников, получивших субсидии. Когда же корреспондент 73online.ru предложил встретиться через месяц еще раз и поговорить с этими «счастливчиками», г-н Салыган ответил: «Может, мне еще землю прикажете из горшка есть?.»
Сергей Красильников, 73опline.ru