Владимир Коршунов

Альтернативная служба появилась в Российской Федерации в 2002 году, но так и не стала за это время популярной среди российских призывников. Например, в нашей области каждую весну и осень из двух с половиной тысяч призывников гражданскую альтернативу военной службе выбирают только 1-2 человека. Точно такая же ситуация сложилась и в этом году. Законную альтернативу армии предпочли два человека. Оба из Димитровграда. Один, кстати, уже отбыл на место прохождения гражданской службы.

– О желании проходить альтернативную службу призывники сообщают призывной комиссии за полгода, – говорит начальник отдела подготовки, призыва и набора на военную службу по контракту военного комиссариата Ульяновской области Олег Филатов. – То есть те, кто должны быть призваны этой весной – подали соответствующие заявления осенью 2010 года. Срок альтернативной службы составляет 1,75 срочной военной службы. Сегодня это 21 месяц. Место её прохождения определяет Министерство труда и социального развития РФ в зависимости от заявок учреждений. Чаще всего альтернативщиков готовы принять «Почта России» и система здравоохранения. Если раньше альтернативную службу проходили обычно вдали от места призыва, то теперь тенденция изменилась. Чаще всего альтернативную службу проходят в своём регионе, поскольку возникает меньше проблем с поиском общежития, его оплатой. Такая служба проходит в соответствии с Трудовым Кодексом и оплачивается. Естественно, что заработная плата близка к минимальной.

В общем, не жизнь, а конфетка! Только выбирают её, как говорилось, очень немногие – всего 0,1% от общего числа, даже не призывников, а реально призываемых в войска молодых людей. С чего бы это? Дело в том, что одного желания самого призывника мало. Ведь по закону право на альтернативную службу имеют только те граждане, если несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию. Или те, кто относится к коренному малочисленному народу, причем ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

– Первые годы после введения альтернативной службы доходило до судов, – говорит Олег Александрович. – Например, гражданин убеждал комиссию, что не может брать оружие в руки. Но выяснялось, что незадолго до этого он проходил курс военной подготовки в школе, выезжал на стрельбища и даже стрелял. Конечно, доказать в суде свои убеждения он не мог. Сегодня таких случаев практически нет. Механизм отработан. Главным образом ссылаются на религиозные убеждения.

Надо заметить, представителей малых народов у нас в области практически нет. А вот свои религиозные убеждения нужно обосновать и подтвердить документально или с помощью свидетелей. Как правило, дополнительно к заявлению о замене военной службы по призыву, автобиографии и характеристике с места учебы или работы прилагают справку из общины, которая против того, чтобы ее члены брали в руки оружие.

Представители традиционных конфессий – это православные, католики, протестанты, мусульмане, иудеи – не могут обосновать свое желание проходить службу на гражданке. Согласно их вероисповеданиям они могут брать в руки оружие. Так что закон об альтернативной службе не на их стороне.