Практически ни в каком мифическом сообществе нет никого, кого бы уважали и поддерживали все без исключения группы влияния. Но в ульяновской IT сфере такой человек есть, зовут его Лев Валкин и его уважают все – от фрилансеров-школьников до чиновников самого высокого уровня. Лев, как модно говорить в бизнес-среде, сделал себя сам и успешно ведёт вполне себе инновационный бизнес в силиконовой долине. В настоящей Silicon Valley, а не в виртуальных всяких долинах венчурного кремния. При этом часть программистов Валкин держит в Ульяновске, собирая достойные кадры не только из нашего города, но даже переманивая людей из Москвы. Благо, за хорошую работу (а уровень разработок у компании Echo Валкина очень высок) не грех и хорошо заплатить. Отличный пример для подражания, не правда ли?
Сегодня в областном правительстве проходил круглый стол по вопросам подготовки IT кадров. Где-то в середине обсуждения вспомнили и о Валкине, который собственно, в своё время и собрал в Ульяновске IT сообщество. Из практически-патриотических побуждений. Декан легендарного политеховского ФИСТа В.Шишкин даже с ностальгией вспомнил, что после приезда Валкина ему показалось, что «всё наконец-то будет двигаться». Не задвигалось и, по-видимому, никогда не задвигается, так что Лев не зря утратил иллюзии относительно Ульяновска.
Но будем последовательными, и не будем продолжать переходить сразу к негативным выводам – отметим, что по единогласному мнению участников сегодняшнего совещания без Валкина не было бы даже такого обсуждения. Но был ли и будет ли от него (обсуждения) прок?
Судя по списку участников, прока особого не намечалось изначально. Представителей наиболее известных ульяновских IT-компаний с мировым именем попросту не было. А ведь именно эти люди и есть костяк того самого IT – сообщества, способного сделать из Ульяновска Силиконовую долину, о чем и говорил в своё время Валкин. Зато был полный «пантеон» от образования и представители IT контор средней руки типа ITECH или ITM. В итоге основной вопрос, по сути, попросту заболтали, так и не перейдя к реальному конструктиву.
Непосредственный начальник министра информационных технологий Е.Балашовой С.Опенышева любит взывать к тому, что критикой сыт не будешь, мол и конструктив предлагать надо. Но уровень конструктива должен соответствовать целям и задачам, которые он призван дополнять и решать. Напредлагали на совещании много всего, но судя по отсутствию на круглом столе реально заинтересованных в действительно классных специалистах людей, все эти предложения – выстрел в «молоко», попытки решить административными мерами то, что таким путем не решается. Но обо всём по порядку.
Когда на совещание собираются люди с совершенно разным пониманием фразы «информационные технологии», неизбежно непонимание. Так вышло и в этот раз – представители IT контор уныло слушали долгие речи людей от школьного образования, у которых с IT ассоциируются узкоспециализированные проблемы – устаревший парк компьютеров, особенности выделения денег, непонятные учебные программы и т.д. Судя по «реакции зала» для большинства присутствующих это совершенно непонятный мир.
Но в этом мире есть свои тренды, некоторые из которых с неумолимостью локомотива без тормозов кочуют с совещания на совещание и уже успели пойти в народ. Буквально два дня назад в маршрутке мы случайно услышали рассуждения студента политеха, который рассказывал подруге о том, как на совещании он услышал о том, что в школах будет введена дополнительная штатная единица – специалист по IT. Как мы поняли, молодой человек подрабатывает в деревенской школе и надеется, что за неимением других кандидатур эта должность достанется ему. О том же самом говорили и сегодня, при этом уточнив, что это лицо должно отвечать и за персональные данные учеников в электронном виде. Для тех, кто следит за ситуацией в образовании, понятно откуда тут ветер дует. Стоит вспомнить скандальную историю со электронными дневниками, чтобы сразу понять, что новые штатные единицы в школах «пробиваются» неспроста… После получаса рассуждений на эту и близкие «школьные» темы нам даже стало казаться, что до реального обсуждения дело и вовсе не дойдёт и все два часа совещания пройдут в формате бюрократического обозначения позиций и напоминаний о гласных и негласных договоренностях. Но мы ошибались.
Зам. директора «Симбирск Софта» Олег Власенко предложил простейшее решение всех проблем, стоящих перед ульяновскими компаниями средней руки, которые испытывают дефицит недорогих кадров. Решение Олег придумал крайне простое – больше выпускать специалистов, чтобы хватало на всех, включая Москву. Решение хоть и экстенсивное, но вполне дельное – «взять количеством» вариант не из самых плохих. Но безо всяких претензий на Силиконовую долину в Среднем Поволжье и на IT-столицу.
И это очевидно. Компаниям, которые не выставляют перфекциониских требований к разработчикам, особо «крутые» специалисты не требуются, вполне достаточно средней квалификации, можно даже безо всякого желания развиваться. Главное, чтобы не очень дорого, и чтобы работник не сразу начинал собираться в Москву или на «вольные хлеба». Такого уровня «кодеров» или «дизигнеров» вполне можно набрать среди более-менее толковых студентов старших курсов, чем, собственно, все и занимаются. Только вот «более-менее толковых» стало не хватать… Если смотреть на ситуацию в таком разрезе, то предложение Власенко выглядит крайне здраво. Но кто же признается в том, что ему требуются обычные «кодеры», а не программисты или Программисты.
Компаниям более серьёзного уровня, которые решают нетривиальные задачи нетривиальными методами, наоборот не нужны «кодеры», а нужны Специалисты с большой буквы. Собственно об опоре на такие компании и говорил в своё время Валкин. Но представителям таких контор на совещания с Балашовой ходить недосуг, проще переманить специалистов, предложив более высокую заработную плату. А совещаться по несколько часов в формате «посидеть – поговорить» вряд ли кому-то из них нужно. И дело даже не в неприятии формата, а в совершенно разных градациях компетенций с представителями ВУЗов.
Собственно, логично, что именно обсуждение взаимодействия с ВУЗами и предполагалось главной задачей совещания. Увы, но вышло так, что чуть ли не основной упор получился на школы. Но в конце-концов дошли и до ВУЗов. И сразу стало понятно, что говорить на одном языке ВУЗы могут только с компаниями, которым требуются «кодеры», эникейщики, обжиматели витой пары и т.д., а также с большими предприятиями вроде МАРСа. Механизма подготовки действительно грамотных специалистов в узких, но востребованных на рынке, нишах, нет и придумать его крайне сложно. В.Шишкин с упоением рассказывал о своём факультете, расписывал его перспективы, жаловался на трудности, обозначал готовность к сотрудничеству, но для компаний, которым нужны в некотором роде Творцы, а не исполнители, всё это оказалось гласом в пустыне. Возиться со студентами и заниматься профессиональной ориентацией никто из успешных компаний не готов – вложения денег и времени попросту не окупятся. Компаниям же более приземленного уровня вполне хватает и «базовых» исполнителей.
Казалось бы, замкнутый круг. Но это только на первый взгляд. То, что у нас в городе количество IT-компаний, работающих на мировой рынок и предлагающих востребованные продукты или услуги, намного выше чем в среднем по России – это всем известный факт. Специалистам известны и «медиаторы» – конкретные люди, которые стояли у истоков «движения» и, по сути, заразили компетенциями целую толпу народа. Никто из этого довольно замкнутого мирка, как мы уже отмечали выше, на собрание не пришёл. У них свои «компетенции» и своё, реальное, а не виртуальное IT-сообщество.
К сожалению, административные действия (причем без раздачи денег – «предлагаю тему денег закрыть» Е. Балашова) и живая жизнь сообщества не очень совместимы. То, что развивается само, только так и может развиваться – без помощи, подсказок и принятия «протоколов заседаний». Так оно и развивается – серьёзные конторы платят серьёзные деньги, о героях местного IT в довольно широких кругах ходят легенды, настроенные на результат и саморазвитие получают и то и другое, а проблему недостатка кадров каждая компания решает сама. И вопросы в таком случае должны ставиться не в формате «как нам взаимодействовать с образованием» и даже вообще не в формате диалога, а в формате подталкивания образования к тому, чтобы отвечать в своём «продукте» требованиям рынка. А IT-сообщество тут вообще не причём – не представители компаний должны идти на поклон к ВУЗам и школам, выдумывая искусственные схемы взаимодействия, а образование должно бегать за реальным «IT-сообществом», ведь обучение – это тоже рыночная услуга, не правда ли? Зачем тут посредники в виде непонятных совещаний, рабочих групп и ценных указаний? Есть реальный спрос, придите, спросите и дайте достойное предложение – хотя бы не в виде знаний, а в виде мотивации для самообучения.
Понятно, что эта модель грешит идеализмом, но только она, по-видимому, и может работать – не вопреки, а благодаря. Ну а пока, ну а пока… В заключение собрания Е.Балашова сказала «Чтобы разговор не был пустым, подытоживать не будем, а будем создавать активную рабочую группу». Как написал в своём ЖЖ Лев Валкин, рассказывая о ситуации с информационными технологиями у нас в области «Вопрос с IT в Ульяновской области на этом закрываем. Закапывайте».
Юрий
Добрый день.
Очень интересно как будет выглядеть схема, когда наше образование будет бежать за "IT – сообществом". Боюсь они их ни когда не догонят.
На мой взгляд самая актуальная схема когда IT-компании "растят" себе специалистов. Причем процесс роста должен проходить в обоих направлениях.
Почему бы нашему "IT – сообществу" не взять за практику, отправлять своих специалистов на проведение уроков или лекций?
Подготовка к таким мероприятием позволит Специалистам быть всегда в "форме", поддерживать актуальность своих знаний. А слушатели получат бесценный опыт и пример подрожания.
Так и "выращивать" себе будущих IT специалистов.
Камиль
Ссылки по теме:
http://buxler.livejournal.com/16216.html
http://lionet.livejournal.com/85578.html
http://balashova-elena.livejournal.com/24891.html
Участник совещания
Какую чушь «нарисовал» сей юный друг. Складывается впечатление, что статья написана не очевидцем, а с чьих-то слов: из рубрики ОБС – это первое. Второе, очень хочется понять: что закончил автор? По всей вероятности, не технический, а гуманитарный ВУЗ, а может просто двоечник до настоящего времени не понявший смысловую нагрузку словосочетания: информационно-телекоммуникационные технологии, а может быть «программист» со школьным образованием.
Тот же, кто довел до него информацию, либо спал, либо слушал то, что желал услышать. Ведь именно на этом совещании намечен конкретный контакт между специалистами IT компаний, Министерством образования и ВУЗами.
Понимаю, что автору не понравилась спокойная, деловая обстановка, в которой проходило совещание. Да на совещании не дано никаких поручений. А кому их давать. Спасибо Балашовой Е. В. за то, что она идет навстречу малому бизнесу и под своим патронажем собрала людей, имеющих различные целевые функции, но способные решить системную задачу. Надеюсь, что в этом меня поддержат: О. Ф. Власенко, А. Ушаков, и многие заинтересованные в практическом решении вопроса люди.
Дорогой автор, своей статьей Вы сделали плохо всем. Может быть, Вы просто не дружите с реальностью, тогда зачем писать???
Алексей Морозов
Общий тон статьи: "А давайте ничего не будем делать!".
Если всё хорошо, то давайте не будем. А если надо что-то сделать, то скажите – что? Какой-то замкнутый круг: "ИТ-сообщество ни при чём", "административные меры бесполезны", "ВУЗы должны бегать за реальным «IT-сообществом». А кем себя видит автор? "Легендарным айтишником"?
Мне показался более толковым доклад "легедарного декана".