За три недели до своего открытия кинофестиваль имени Валентины Леонтьевой в Ульяновске заявил о себе выставкой живописи и графики режиссера Станислава Говорухина в Ульяновской областной научной библиотеке.

Станислав Сергеевич широко известен как создатель художественных и документально-публицистических фильмов. Многие из его художественных картин стали поистине народными. Достаточно вспомнить «Место встречи изменить нельзя», который зрители готовы смотреть бессчетное число раз, наслаждаясь мастерски закрученным сюжетом, игрой любимых актеров и ощущением, что все происходит на самом деле.

То, что режиссер Говорухин еще и талантлив как живописец, вполне закономерно. Кинематография сродни изобразительному искусству. Чтобы выстраивать кадр, необходимы глазомер, знание законов композиции, чувство цвета и так далее. Станислав Сергеевич владеет этим в полной мере, и его живописные полотна оставляют впечатление кусочков из неснятых фильмов.

На выставке представлены в основном пейзажи. Это впечатления художника от природы средней полосы России и разных стран – Италии, Франции, Испании, Швейцарии и других, где ему довелось путешествовать. Виды с небом, деревьями, водой, горами, сельскими домиками в разное время года и суток выполнены в реалистической манере. Многие полотна несут в себе влияние импрессионизма.

На картинах, как правило, нет фигур людей, но их присутствие ощущается. Драматургия незрима, дана намеками. Кажется, что по тропинке у пруда с плавающими в воде опавшими золотыми листьями и отражающимися стволами деревьев только что кто-то прошел («Осень. Воронцовский парк»).

Или – несомненно – на этой скамейке с кустом цветущего жасмина в легких сумерках минуту назад случилось объяснение в любви («Скамейка»).

О многом из жизни людей молча и с горечью рассказывает пейзаж «Абхазия после войны»: проржавевшее мертвое судно беспомощно лежит на боку на берегу моря…

Чем-то вроде рефрена у Говорухина проходит образ дерева-одиночки. Часто это много повидавшее на своем веку, мудрое, еще крепко цепляющееся за почву растение. Старые деревья у художника то с наслаждением подставляют свои листья солнцу, то замирают в оцепенении с ветвями, опушенными, словно сединами, снегом. Впечатление такое, что это сам автор – внешне сдержанный, внутренне полный эмоций…

Живописью Станислав Сергеевич занимается с середины 1990-х годов. Он говорит: «Мое увлечение приоткрыло мне глаза не только на окружающий мир, но и на самого себя.

В первую очередь, на самого себя».

Ожидается, что Говорухин приедет на закрытие своей выставки, которое состоится 31 мая.

Ирина Морозова