В раннее воскресное утро на прошлой неделе трасса в сторону села Сурское напоминала центр Ульяновска в часы пик. Можно было увидеть автомобили и большие автобусы из самых разных регионов: от Чувашии до Татарстана. Но большинство приезжих были, конечно, нашими земляками. Всех их привлек не очень большой холм на окраине Сурского, хорошо известный даже за пределами Поволжья.

Бабушка у дороги

На Никольской горе я бывал неоднократно, но всякий раз еду туда с четким ощущением того, что эта поездка заряжает меня бодростью и желанием жить на весь следующий год.

Когда мы накануне вечером собирались в поездку, один из моих друзей долго колебался: ехать или нет? «Все-таки были там уже не раз: ну что там можно увидеть и записать нового?» – таковы были его аргументы. Я возражать не стал: нельзя ехать в подобное место без особого желания.

Как оказалось, случайностей в нашей жизни не бывает. Еще не было и восьми часов утра, а наш автомобиль уже проехал почти половину пути до Сурского. В связи с отсутствием «колеблющегося» в нашей машине образовалось одно свободное место. В районе Белозерья мы посадили голосующую на дороге пожилую женщину, которая тоже хотела добраться до святой горы. До цели путешествия ехать было порядочно, и я решил скоротать время в разговоре с нашей попутчицей. Беседа с нею оказалась лучшим интервью – из тех, что мне удалось записать в этой поездке.

Попутчица рассказала о том, как несколько раз в трудных жизненных ситуациях Николай Угодник являлся ей во сне и успокаивал: «Не бойся! Все будет

хорошо, никто тебе ничего не сделает!». И действительно – все налаживалось, трудности разрешались.

В молодости она вместе с подругами ходила в Сурское пешком (почти тридцать пять километров), и что удивительно: односельчанки всегда натирали страшные мозоли во время этого долгого пути, а у нашей собеседницы их никогда не было.

– Это потому, что Николай Угодничек – мой покровитель, я всегда к нему обращаюсь. А вот когда в путь собираешься, нужно говорить: «Господи, я в путь пойду, тебя, Господи, с собой возьму! Посланничка вперед пошлю – врагов гонять: от лихого человека, от нечистой силы, от стрелы летящей, от змеи сидящей. Аминь», – прощаясь, советовала наша случайная попутчица.

Дед Миша

Каждый, кто бывал в последнее время на Никольской, не мог не заметить сидящего у подножия горы колоритного старца с седой бородой, вещающего народу вечные истины. В этот раз нам удалось с ним познакомиться поближе. Дед Миша – скиталец земли поволжской, не признающий паспортов и прописок. Когда-то он был учеником у дивеевского старца, а теперь сам окружен учениками. Мы побеседовали с одним из них: это татарин, проживающий в Казани, который раньше считал себя мусульманином. Но затем, по его словам, с ним приключилась тяжелая болезнь, во время которой он пережил клиническую смерть. После реанимации он начал рассказывать окружающим, что видел свое тело со стороны и «узрел Бога». В результате этого он крестился и стал учеником дедушки Миши. Вот уже несколько лет он везде сопровождает своего старца; из-за смены веры от него отвернулись все родственники, но ново-крещенный не унывает. – Все святые (да и все люди!) – как звезды: каждый светит по-разному, по мере своих добрых дел. Надо делать доброе – и будешь светить, – такими замечательными словами наставлял нас ученик старца.

Зачем завязываете?

Основные ритуальные действия тех, кто посещает святую гору на Николу Вешнего, хорошо известны: люди молятся, набирают водичку из местных родников, окунаются в купели, спускаются и забираются на холм, а также – завязывают разноцветные ленточки на деревьях. Смысл этого всего, в общем, понятен, но вот два последних поступка, вероятно, нуждаются в дополнительном истолковании.

Чтобы испытать все это, что называется, «на себе», я спустился и влез на гору вместе с другими – десятками и сотнями паломников. Заодно расспросил их, зачем же это все совершается. Ответы были разные, но основное толкование таково: «Надо, сынок, потрудиться, чтобы тебе здоровье Бог дал, облегчение сделал».

Что касается ленточек, которыми, как разноцветными гирляндами, увешены ветви многих деревьев на горе, то это для того, чтобы «желание (вариант: просьба к Богу) исполнилось». Любопытна такая ситуация: вижу, как две женщины завязывают ленты, спрашиваю их: «Зачем?». Отвечают: «Это язычество. Раньше такого не было». Опять допытываюсь: «Ну, а вы тогда зачем завязываете?» – «Все завязывают – и мы заодно!».

Впрочем, как бы к этому кто ни относился, люди так делают, традиция эта прижилась – значит, она необходима.

Возвращаясь домой, я все думал про звезды: люди тоже могут светить остальным – как дед Миша. Но для этого, видимо, действительно надо много «потрудиться».

Евгений Сафронов