На одном из форумов Ulpressa.ru некто Маркетолог выступил с пространным постом о субпассионарности. Эту гумилевскую категорию он использовал для объяснения происхождения сугубо негативных идей и оценок нашей текущей жизни. Действительно, прозвучавшая на этом форуме и в предваряющей его статье идея «валить из страны», определение России как «этой страны» (какую не жалко), что все очень плохо, а будет еще хуже, субпассионарны.

Автор идеи пассионарности Л.Н.Гумилев – мой любимый историк, и я согласен с Маркетологом, его диагнозом этой социальной болезни как субпассионарности. Но виновны ли в ней субпассионарии?

Нет, не виновны. Все страны и народы переживают однажды эти непростые времена – фазу надлома суперэтноса, когда субпассионарии становятся влиятельной стратой населения. Сейчас в него вошла Россия.

По Гумилеву, субпассионарии – это люди с пониженной пассионарностью, что проявляется в их неспособности сдерживать инстинктивные вожделения, асоциальном поведении. Проще говоря, это комплекс неудовлетворенности всем и вся плюс известная доля самовлюбленности. И конечно эгоизма. Но об этом сказать обычно забывают, говорят о невозможности реализовать свои способности в этом городе, этой стране… Дальше ехать пока некуда. За хорошие деньги, разумеется. Потому что без хороших денег реализовывать эти способности субпассирнарий не желает и не может.

Отсюда его «правильный» вывод из создавшегося трудного для него положения – уезжать в страны правильные, обетованные. Это всегдашний выбор субпассионария, его видовой признак, – непреодолимое желание свалить туда, где больше денег. Как об этом было емко сказано в одном знаковом фильме, его «родина там, где заднице теплее». Он это знает лучше всех.

Однако ничего криминального в этом нет, простой человек всегда ищет где лучше, подобно тому как рыба – где глубже. А у субпассионариев это единственная цель в жизни. И все бы ничего, но они поднимаю при этом такой стон, вопль, вплоть до истерики…

Вот этой субпассионарной истерики нам бы не надо: загрязняется ноосфера. К тому же это опасно, потому что «без надежды человек сохнет, и умирает», говорил Ф.М.Достоевский. То есть им и всем другим будет лучше, если исполнятся их заветные желания, и они действительно уедут в земли обетованные, теплые, без коррупции, преступности, с хорошим образованием. Если найдут.

Можно даже помочь – купить билет в один конец. Это будет к обоюдной выгоде, и уезжающих, и остающихся. От нас не убудет, а ноосфера очистится. В конце концов, Россия – холодная страна, это географическая данность, судьба, которую не изменят никакие реформы. Тем, кто не любит российский климат, но стесняется в этом признаться и сублимирует эту свою неудовлетворенность во что ни попадя, наверное, тоже лучше уехать, чтобы не изумляться каждый год: опять неожиданно пришла зима!

Лучше нас будет меньше, но жить станет лучше в моральном плане. И субпассионарии выиграют, уровень потребления на Западе действительно выше, поэтому им что-то да обломится. Хотя не стоит путать уровень потребления с уровнем жизни, который зависит больше от социального положения и мировоззрения. Например, К.Маркс определял статус человека тем свободным временем, которое имеется в его распоряжении. Но если кому-то не нужно свободное время, это в корне меняет дело.

Существует расхожее заблуждение, что если все желающие уедут, то Россия много потеряет, квалифицированных кадров и т.д. Это не так. Субпассионарии потребляют все что производят, и даже больше. Они не способны на сверхусилие, поэтому ничто великое им в действительности недоступно. «Великое не создается за деньги», – говорил наш гений Н.М.Карамзин. Так что ничего великого мы не потеряем.

Субпассионарность как испытание

Фаза надлома суперэтноса – тяжелая фаза, но это отнюдь не конец стране, народу, как интерпретируют некоторые. Волевые усилия народа в это время затруднены, пассионариев мало, они не оказывают существенного влияния на общественное настроение, поэтому есть ощущение духоты в обществе. Другая опасность – в субпассионарные времена открываются возможности для иных «демократий» покупать целые народы и страны…

Однако если внимательно читать Гумилева, то мы увидим, что для сперэтносов, каким является российский народ, это испытание вполне по силам. Поскольку пассионарии есть всегда, то в суперэтносе в силу его величины, всегда найдется достаточное количество пассионариев, способных взять ответственность за страну на себя. Во-вторых, суперэтносы периодически испытывают пассионарные толчки, причем их вероятность тем выше, чем большую территорию занимает суперэтнос. Понятно, что Россия здесь вне конкуренции.

В случае нового пассионарного толчка, его влияние распространится на всю страну, он может даже создать новый центр государственности России. Когда-то пассионарный толчок произошел во Владимиро-Суздальском княжестве Киевской Руси, его олицетворением стал Александр Невский с императивом поведения «За други своя», который спас нарождавшуюся Россию, переместив центр ее государственности из разоренного Киева во Владимир, а затем в Москву.

Другими словами, где-нибудь в Сибири или на Урале, или в благословенном Симбирском / Ульяновском крае, может и в наше время неожиданно произойти пассионарный толчок, а, может быть, он уже произошел, и скоро мы увидим его результаты: на арену истории выйдет новое поколение пассионариев с идейным императивом поведения. Это как с урожаем зерновых: не уродит на Кубани, так на Алтае; чем больше территория страны, тем выше вероятность, что где-нибудь да будет хороший урожай. Гумилев был еще и доктором географических наук, и знал, подобно Наполеону, что география – это судьба, а великая география – великая судьба.

Виктор Каменев