Согласно решению, принятому 16 мая, сегодня должны быть подведены окончательные итоги и объявлены победители Всероссийского грантового конкурса культурных проектов «Современная культура России на территории Ульяновской области». Между тем, любое решение экспертной комиссии конкурса окажется заведомо проигрышным: не нужно быть особым специалистом, чтобы понять, что конкурс провалился по всем статьям.
Собственно, само решение о переносе даты объявления результатов конкурса является свидетельством того, что «не всё в порядке в Королевстве Датском». Но есть и гораздо более серьёзные симптомы.
В 2001 г., когда Ульяновск волею тогдашнего полпреда Президента в ПФО С.В.Кириенко был назначен первой «Культурной столицей Поволжья», Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) впервые объявил подобный конкурс для организаций культуры из регионов ПФО. Максимальная сумма гранта тогда составляла 3000 долларов, а в конкурсе могли участвовать только уже апробированные проекты. Всего на конкурс тогда было подано чуть больше 60 заявок, из которых экспертами было отобрано и рекомендовано к финансированию около 15 (среди них было несколько вполне достойных – даже по нынешним меркам – проектов, которые были успешно реализованы осенью того же года).
Нынешний конкурс, при всех оговорках и отличиях, является калькой с того, соросовского: я сам писал условия обоих. Собственно, главное отличие заключается в масштабах: тогда – 3000 долларов, сейчас – 2 миллиона рублей, или около 70 тысяч долларов (т.е. разница бюджетов составляет примерно 23 раза), тогда – ПФО, сейчас – вся Россия, тогда – «Культурная столица Поволжья», сейчас – «Культурная столица СНГ» (если не Европы :), и так далее.
Казалось бы, такая разница в масштабах должна дать соответствующий эффект и на уровне результатов: количества и качества поданных заявок, реального географического охвата и т.п. Но как раз этого не произошло, и именно по этим простым критериям любой мало-мальски разумный обыватель может сделать вывод о полном провале конкурса. Судите сами: на первый этап конкурса со всей России (!) было подано менее 70 заявок (т.е. даже по этому показателю никакого прогресса за 10 лет не наблюдается). К слову сказать, уже на следующий (2002-й) год проведения тогдашнего, соросовского конкурса, на него было подано 75 заявок из 15 регионов ПФО, т.е. БОЛЬШЕ, чем 9 лет спустя из почти 90 регионов России.
Безусловно, это свидетельствует о крайне неэффективной рекламной кампании конкурса и неправильно выбранных каналах весьма вяло распространяемой информации. Не помогли ни громкие заявления первых лиц региона, ни пресс-конференция в ИТАР-ТАСС, ни огромная для регионального уровня (при нынешних мизерных бюджетах) сумма гранта. Но есть и другое объяснение сложившейся ситуации. НИКТО в России (за исключением нескольких легковерных и не очень умных персонажей) не поверил в серьёзность заявлений первых лиц ульяновской культуры. И правильно сделали.
По сути дела, ещё на этапе согласования условий конкурса он был превращён в нечто среднее между инструментом PR-кампании и инструментом получения кем то денег. Началось всё с того, что ясные и прозрачные условия конкурса стараниями областных чиновников (в первую очередь, спецпредставителя губернатора, бывшего начальника Департамента культуры Т.А.Ившиной) были доведены до абсурда. Так, в первоначальном Положении о конкурсе речь шла о 2 млн. рублей как о МАКСИМАЛЬНОЙ сумме гранта. Это, с одной стороны, давало возможность привлечь крупные культурные институции российского масштаба, а с другой – поддержать в разумных пределах местные организации с их гораздо более скромными проектами. В итоговом документе эта сумма была обозначена как ФИКСИРОВАННАЯ, т.е. любой потенциальный грантополучатель ДОЛЖЕН БЫЛ “подогнать” бюджет своего проекта под 2 млн., иначе он не мог ни на что рассчитывать. Этот абсурд был всецело одобрен не только Т.А.Ившиной, но и председателем экспертной комиссии конкурса А.М.Гор, поэтому весьма странно слышать сейчас её заявления о необходимости урезать сметы отдельных проектов и вообще «экономить бюджетные средства». Да и сам текст условий конкурса, подготовленный Ившиной, невозможно было читать без слёз (сквозь которые прорывался смех): нелепые формулировки, сотни орфографических и грамматических ошибок, бесконечные логические противоречия и т.п.
Но и это ещё цветочки. Главное – отсутствие чётких критериев принятия решений экспертами и абсолютная непрозрачность всех процедур, которые и превратили хорошее (по замыслу) начинание в банальный «распил бабла». Ключевые эксперты конкурса – председатель комиссии А.М.Гор и вновь назначенный министр искусства и культурной политики Г.В.Журавлёв выступают одновременно в нескольких ипостасях: и как разработчики условий конкурса, и как эксперты, и как получатели (скрытые) денежных средств, поскольку сразу в нескольких проектах, прошедших во второй этап конкурса, просматривается их очевидный финансовый интерес.
За несколько дней до моего отъезда в Париж с официальной делегацией Ульяновской области (об этой поездке – разговор отдельный :) у нас с А.М.Гор состоялся примечательный разговор. Я спросил, не кажется ли ей, что все возможные принципы, на которых строится программа «Культурная столица», давно нарушены в Ульяновске благодаря её соглашательской позиции. На что получил ответ в виде сложносочинённого предложения, первая половина которого была про то, что она «никогда не поступается принципами», а вторая – про то, что её «организации (т.е. Приволжскому филиалу ГЦСИ) очень нужны деньги». Вот так, прямым текстом. Можно вспомнить и о том, что она до последнего тщательно скрывала от собственных сотрудников всё, что происходит в Ульяновске и практически запрещала им подавать проекты на ульяновский конкурс, чтобы, не дай Бог, они не помешали реализации её собственных планов.
В Фонде Сороса существовала простая, но эффективная процедура под названием «Конфликт интересов». Суть её состояла в том, что если один из экспертов конкурса хотя бы косвенно связан с представленным на конкурс проектом, он не только лишается права принимать участие в его обсуждении, но и вообще покидает зал заседаний на время рассмотрения соответствующего проекта. Но для Ульяновска (как и для А.М.Гор) это, видимо, недостижимая планка.
Ну и, наконец, сам факт ухода предыдущего министра за несколько недель до подведения итогов конкурса говорит о многом. Новоиспеченный же министр Журавлёв уже успел отметиться слащавыми речами в своем блоге: напрасно он полагает, что таким образом ему удастся создать образ «своего парня», радеющего за культуру области. Должность министра занимает человек с местечковым провинциальным сознанием, психически не вполне уравновешенный, не только не знакомый с современными тенденциями культурной политики, но в принципе не понимающий, что это такое; человек, не знающий и не чувствующий искусство; человек, по поводу которого лишь 1-2 коллеги из тех почти 100 деятелей культуры, с которыми я встречался в январе, высказались положительно, остальные же дали резко отрицательную оценку, указав на хамство, бесцеремонность, снобизм, неоднократные попытки влезть «со своим уставом в чужой монастырь».
Между тем, открытый кадровый конкурс на должность министра культуры, финальный этап которого проводился в Ульяновске в середине января, имел все шансы решить очевидную проблему нехватки квалифицированных стратегов и управленцев на культурной ниве Ульяновска. Доктор философских наук, сотрудник музея-заповедника «Исаакиевский собор» Илона Хитарова из Петербурга и заместитель директора Театра Маяковского, успешный театральный продюсер Олег Лабозин из Москвы в тандеме смотрелись бы не только весьма эффектно, но и – не сомневаюсь – были бы весьма эффективны. Но, увы, как прямо заявил мне один из высокопоставленных чиновников Правительства области: «С Хитаровой я работать не буду, так как я её боюсь, она умнее меня». Против правды не попрёшь! В итоге, на сегодняшний день в Правительстве области нет ни одного специалиста, способного не то что заниматься культурной политикой на европейском уровне, но и вообще мыслить стратегически. Бесконечные совещания – единственно доступный способ постижения реальности – почти в буквальном смысле довели целый ряд ключевых сотрудников до шизофрении.
На этом фоне всё, что происходит в Перми, выглядит, по меньшей мере, адекватным: нисколько не идеализируя ситуацию, можно сказать, что Пермь, при всех противоречиях, действует в европейской «рамке» и в русле логики программы «Культурная столица». Это проявляется и на уровне художественных результатов, и на уровне механизмов вовлечения населения в активную творческую деятельность. Восходящая звезда нового десятилетия, петербургская певица Женя Любич в самолёте, по дороге на Пермский форум (где она выступала со своей группой), пишет песню «Маленькая Европа», которая имеет все шансы стать гимном одной из экологических программ Евросоюза. А Правительство Ульяновской области способно лишь раздавать на аппаратных совещаниях папки с символикой Евросоюза, которые тамошние чиновники вполне могли бы расценить как прямое вмешательство во внутренние дела объединённой Европы.
Сегодня в Нижнем Новгороде в подведомственном А.М.Гор Арсенале будет проходить подиумная дискуссия на тему: «Куда делась Культурная столица Поволжья?» Не сомневаюсь, что её участники будут спорить до хрипоты, отстаивая каждый свою точку зрения. Между тем, ответ, в общем-то, очевиден: ведь это Вы же, Анна Марковна, продали её за 30 серебренников.
Глеб Фирсов
ДЛЯ СПРАВКИ.
Глеб Фирсов – по образованию историк, культуролог, с отличием закончил исторический факультет ННГУ им. Лобачевского, в течение года стажировался в США. Специалист в области теории и истории культуры, семиотики, современной методологии гуманитарных исследований, теории постмодернизма, истории кладбищ и надгробных памятников, культуры барокко, истории культуры Петербурга. В 1995 – 2001 гг. преподавал соответствующие дисциплины на различных гуманитарных факультетах ННГУ и УРАО. В 1997 – 2000 гг. являлся региональным, а затем национальным координатором образовательного проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления», в 2001 – 2003 гг. – заместителем исполнительного директора Нижегородского отделения Института «Открытое общество» (Фонд Сороса).
В 2001 – 2005 гг. занимал должность заместителя руководителя программы «Культурная столица Поволжья» по стратегическому развитию и международным связям и входил в исполком Сети европейских культурных столиц (ECCM). В 2006 – 2007 гг. работал директором по развитию Международного фестиваля старинной музыки EARLYMUSIC (Санкт-Петербург). С 2008 по 2010 гг. – независимый эксперт-культуролог. В настоящее время – директор концертного агентства «Елизавета» (Санкт-Петербург), инициатор проведения ежегодного фестиваля «Русские сезоны на Лазурном берегу» (Ницца, Франция). Работает над книгами «Неадекватность современных людей: на полпути к ясности», «Русская Ницца», «Если бы не ты: Боб Дилан и Борис Гребенщиков».
Является соавтором основных программных документов «Культурной столицы СНГ» и стратегии «Ульяновск: 100 шагов к Культурной столице», основным автором концепции первых 10 шагов, реализация которых запланирована на 2011 г. Свободно владеет 4 языками: русским, английским, французским и итальянским. Имеет более 50 публикаций по различным вопросам истории и теории культуры, культурной политики, философии образования.
Ну Ившину-то
он мог и не знать, хотя пообщавшись с ней и местными работниками культуры должен был получить полное представление и об уровне персонажа, и о ее аппетитах. Но уж А.М. Гор известна всей России. А ее нежные отношения с правителями области говорят о близости интересов ( как все догадываются, ЭКОНОМИЧЕСКИХ ). Видят такие экземпляры друг друга издалека. Углядел же СИМ г-жу Ившину аж в Кирове. Хотя мнение о ней там….
Ндаа
Размаз персонажей и минусовых результатов их деятельности на ниве, в частности, ульяновской культуры произведен профессионально, весьма хорошим языком, что радует.
Dao Russia
От имени всех людей работающих в сфере "культуры" в Ульяновске хочется сказать огромное спасибо автору….очень четко расписаны все персонажи….все так и есть…а с назначением Журавлева……….хочется все бросить и идти петрушку на базар продавать….толку больше будет…….
Яков
А правда, что у Журавлёва психическое расстройство и даже справка есть? Ну то что у него чердак немного съехавший – это при общении сразу в глаза бросается, но вот если он "профессиональный" псих, как его в кресло министра пустили, интересно..?
Лернер
Сохранить репутацию культурной столицы уже невозможно. Морозов при этом может еще сохранить лицо. Для этого надо сделать две вещи: опубликовать содержание и бюджеты всех проектов, и отказать в финансировании проектов, которые представили сами эксперты- Журавлев и Гор.
проектант
Когда мы писали свои проекты и отсылали ,то знали об этом,что распил среди своих. Зачем надеялись?
а)))
Видимо проект г.на Фирсова не прошел на конкурсе. Вот и пишет! Завтра можно ждать еще 30 подобных статей! ;)
правильно
про журавлёва всё правильно,свои "культурные инициативы" он не бросал ни на минуту и с другими "договорился". Насмотрелся на СИМа ,научился зарабатывать!
Фирсов Глеб
Ответ г-на Фирcова г-ну а)):
Я НИКОГДА не подавал и не собираюсь подавать "свои" проекты на конкурс, условия которого я сам разрабатывал и в котором должен был быть экспертом. А пишу я потому, что у меня ещё осталась толика профессиональной чести…
Кстати, за клевету предусмотрена 129 статья УК РФ, если кто не в курсе… А то, что эта статья не последняя при том беспределе, который творится, – это точно!
И правильно!
Не давайте им беспрепятственно "пилить бабло". Ну ничем не смущаются.
Некто
Автору – рэспэкт. Отлично прописано. Вздрючить надо всю культуру, кроме Анны К.
Фирсов Глеб
Спасибо всем за поддержку!
http://desolate-man.livejournal.com/63144.html
Анну К. тоже… того…
Лернер*у| 31 мая 2011 18:47
Сохранить можно только то, что имеется в наличии.
Давноживу
Браво, Глеб!
Dao Russia
Предлагаю закрепить четкий мэм – Ульяновск – Культурная столица – Свинья на радуге сидела(песня ДДТ)…эдакий ГИМН!!
Текст песни:
В небе радуга висела, а на ней свинья сидела
И осоловевшим оком свысока на все глядела.
И осоловевшим оком свысока на всех глядела.
Эй, свинья, ты как сумела высоко так залететь
Как на этом видном месте умудрилась так сидеть?
А свинья мне прохрипела – "Ну и глуп же ты, приятель,
Не умеешь, дурень, жить, нам без блата не прожить"
"Это что, один кабан мне на солнце обещал место теплое,
Вот где, заживу я, как во сне."
"Говорил кабан по блату, за умеренную плату,
Что вот там мне желудей хватит до скончанья дней."
Полный мудрых наставлений, я пошел своей тропою,
А по радуге стекали разноцветные помои.
Фирсов Глеб
Да, "Свинья на радуге" – это тема :)
Глебу Фирсову
Должность министра занимает человек с местечковым провинциальным сознанием, психически не вполне уравновешенный, не только не знакомый с современными тенденциями культурной политики, но в принципе не понимающий, что это такое; человек, не знающий и не чувствующий искусство/
ПОРАЗИТЕЛЬНО как четко Вы все описали!!!!! Читаете мои мысли!
светлый
хорошо!!!!
Буэ))
трусишка!!трусишка!!! фуууу….бууэээ….. психопатик! психопатик!
Эдик
ФУУУУУУУУУУУ!!!!!
Серафима Пупырышкина
Послушай малыш.. Молчи и не суй свой соплявый носик куды не следует… Фу-фу-фу… с крыши бы тебя сбросить… Я приду когда ты будешь спать…УУУ… напугаю…только не ссы в штаны!!
Глеб Фирсов – по образованию дебилизновонючкоисторик, уролог, с какашкой закончил исторический факультет ННГУ им. Лобачевского, в течение года стригся в США. Полный лох в области теории и истории культуры, семиотики, современной методологии гуманитарных исследований, теории постмодернизма, истории кладбищ (мечтаю туда попасть) и надгробных памятников, культуры барокко, истории культуры Петербурга. В 1995 – 2001 гг
Глеб Фирсов
Я полный дебил! Честно! Простите меня пожалуйста.. я такая бяка и к тому же я урод прыщавый… Вечно вместо того чтобы работать, я ковыряюсь в носу… Вчера был на Луне и разговаривал с лунтяшками.. Они очень милые… А еще мистер Чайник купил мне ананасовый носок… Я катался на блендере и играл со своим питомцем по кличке Носкоконфетотыроед… ЭЭЭх….если бы я тогда не стукнулся головой о пылесос, я бы сейчас не купался в фонтане под забором.. КАЧАНЫЫЫЫЫЫЫЫ….ааа…
Глеб Фирсов
я не все сказал..все вышесказанное полный бред!! я же не знал о чем я пишу.. за меня все делает Снежанна… какая же я бяяяка!!!! И я не являюсь никаким к черту соавтором какой то там столицы.. Я постоянно чихаю..
Мне все по-барабану…
Мне вчера Абдула Рохманович звонил и плюнул мне в лицо, а я сказал что я зёбра….а он как гавкнет на меня..сейчас лежу голый и грызу одуванчики… ну я и балдаа…жеесть…а еще я ФАНАТ РАНЕТОК!! ААА!! РАНЕТКИ РУЛЯТ!!! Я ЛЮБЛЮ ВАС!!!!!! вот видите как мне плохо… ВЫВОД: не читайте вы мою ерунду которю я тут пишу…. ааээх!! трали-вали :)
Аня Ранетка (Руднева)
ООХ!!! спасибо тебе Глеб! Спасибо за твою любовь к нашим песням… Мы так рады.. Ты не кенгуру.. ты чмо.. ой, то есть мачо..!!!! Спасибоооо!!!! ура! ура! ура!
БландиНкО
Йа такая фся чмафная.. ГлЕб Йая хачу ат тибя дитей!! Лю тя оч оч… Ти такая чмафффная лапочкга))******* Ни пишы ти aaaczre эруньдень..лю тяяя)** Ти мая ффсе..
Юрий
Глеб, простите, а что это такое было? Это все правда что вы о себе написали про дебила? Статья замечательная.. и я с вами абсолютно согласен!
Петр
Да…Вот это да! Крепко Глеб некоторым на мозоли наступил! Только и остается им одно, что писать всякую чушь и оскорбления под его именем в комментариях… позорище…. тем сильнее понимаешь как все у нас в культуре грустно…..
Фирсов Глеб
Дорогие друзья, просто пошла обычная информационная атака – всех этих придурков, о которых статья и их присных. Они зашли на страницу якобы под моим именем и оставляют гнусные комментарии (по-моему, по языку уже всё понятно :)
На всякий случай сообщаю всем – это ПОСЛЕДНИЙ комментарий настоящего Глеба Фирсова на данной странице. Дальше последуют новые, и гораздо более жёсткие статьи – следите за обновлениями!
Ещё раз спасибо всем адекватным и честным людям за поддержку!
Ваш Глеб Фирсов
НЛО
ой..ну и пожалуйста..ну и вали.. боишься что ли..давай,давай..пши свою ерунду.. обижайся пупсик… сосу ему не дали.. буэээ….ладно..не хныкай..
но я вернуусь..бу-га-га..!!!!!!
все равно статья- отстой!
не умеешь ты писать….
бее…
/стошнило на вашу фотографию/
Фирсов Глеб
Хватит!
лол
Уже 5000 раз стошнило на вашу фотографию… ахаха….жду ноовую дебильную статью… тошнит УЖЕ! ухахахаха….буэээ…. научись малявка писать… ой….надоел ты мне… мертвяк какой то… кушаешь колбаску? лааадно… / оно пошло спать/…
эшафот
что ж дебилы во власти тоже люди, тем более что помойные выражения выше по тексту хотя и низкая бяка, но преследуют хитрую цель – забить шлаком тему воровства = метод дурака: я вор бугага, оно кака утя казявка в носу. Воровать же так класно это тоже что делить то что не твоё – а ты тут своими именами называешь вещи.
"Попытка заменить высшую цель призывами хорошо жить дала противоположный эффект. Лидеры руководствовались вроде бы очевидной логикой: если каждый будет стремиться обустроить свой быт, в итоге все станут хорошо жить. Но так как самым эффективным инструментом достижения заявленной цели являются деньги, а самым эффективным способом воровство, высшей целью стала добыча денег оптимальным путём. Руководствуясь этой безупречной логикой, люди рассматривали свою должность в первую очередь как способ добыть деньги. Здесь корни всех хищений и злоупотреблений."
…
Стыдить людей за то, что они добросовестно выполняют внушённую им установку, глупо и бессмысленно. Какими соображениями человек должен руководствоваться, чтобы от взятки отказаться? Почему, имея выбор: принести обществу вред (и нажить денег) или принести обществу пользу (и не нажить денег), человек, продукт современного общества, практически всегда выбирает первый вариант? Потому что для второго нет мотивации. Атмосфера временности всего, в том числе и должности, и жизни (на этом основана демократическая система с её постоянной сменой власти), многократно усиливает эффект.
Система сама вырастила своих могильщиков. Если нам на протяжении двух последних десятилетий денно и нощно, прямо и косвенно внушали: главное в жизни — материальное благосостояние и обустройство быта, система пожинает плоды своих установок. Хищения и взятки имеют исключительно мировоззренческие корни. Пока не изменились установки, нет шанса победить воровство (как бы оно ни называлось).
Чтобы изменить ситуацию, нужно не копировать шаблоны прошлой эпохи, насколько кажущиеся очевидными, настолько и неработающие, а дать новое мировоззрение. Если люди осмысленно посчитают его верным и согласятся с его выводами (как пассажир тонущего судна, признающий информацию о катастрофе истинной, соглашается с выводом о необходимости определённых действий) — это выход.