Виктор Никитин
Пожары лета прошлого года обернулись для нас настоящей экологической трагедией. Так, в целом по России, по официальным данным, горело два миллиона гектаров леса, по мнению Всемирного центра мониторинга пожаров – 15 миллионов гектаров. В нашей области огненный вихрь накрыл 4,5 тысячи гектаров. Это, повторяем, официальная статистика, какова реальная можно только догадываться. А масштабы ущерба и вовсе подсчитать невозможно. Но наш регион, видимо, не осознал всю трагичность ситуации, поскольку в некоторых муниципальных образованиях нет даже источников противопожарного водоснабжения.
Федеральные чиновники, вроде бы, подсуетились. Наказали виновных. Частично переписали Лесной кодекс, который, как известно, упразднил лесную охрану. Ужесточили уголовное наказание за умышленный поджог леса. Увеличили финансирование лесной отрасли. Обещают регионам субсидии на обновление лесопожарной техники. Есть планы приступить к созданию добровольной пожарной охраны.
Только всё это сильно смахивает на видимость, не более того. Судите сами.
Кто должен тушить лес – большой вопрос
Леса как были, так и остаются у разных хозяев: федеральных, Минприроды, Минобороны, региональных и муниципальных властей. Лесная охрана по-прежнему отдана на откуп регионам и из федерального бюджета не финансируется. Всё происходящее в части разграничения полномочий между федералами и регионалами похожа на бред. Как прикажете решать проблему, если региональные пожарные имеют право тушить возгорания в федеральных лесах только при наличии угрозы жизни людей. МЧС, в свою очередь, не имеет права тушить пожары на региональных землях до тех пор, пока огонь не подберётся к населённым пунктам. В национальных парках и заповедниках тушить пожары предписано исключительно местному персоналу огнеборцев. И уж вовсе непонятно, кто должен бороться с огнём на заброшенных землях сельхозназначения. Прежних хозяев в лице колхозов и совхозов у них нет. Новые не завелись, потому что земли, на которых давно вырос лес, никому не нужны.
В зоне риска в регионе – 160 тысяч человек
Теперь посмотрим, как складывается ситуация конкретно в нашем регионе. Хвалиться нечем. Конкретно в Ульяновской области с начала нынешнего года в лесах уже выявлено около 400 возгораний. Ситуацию спасают частые дожди и пока ещё не очень жаркая погода. Управление МЧС по Ульяновской области ещё с апреля начало предупреждать, что наиболее проблемными в плане пожарной опасности являются Барышский, Мелекесский, Кузоватовский и Новоспасский районы. Именно здесь населённые пункты наиболее близко подходят к лесной зоне. И не только они. В зоне риска – почти восемь десятков СНТ, 43 предприятия, 160 тысяч человек. Около трети населённых пунктов области, находящихся вблизи лесных массивов, не смогут справиться с пожарами. Почему? Да потому, прежде всего, что лесные пожары попросту … нечем тушить по причине отсутствия или неисправности источников противопожарного водоснабжения. В 45 поселениях из 125 проверенных, наиболее подверженных лесным пожарам, нарушения требований пожарной безопасности перестали быть нормой жизни. Более чем в 20 не сделаны противопожарные разрывы между жилыми территориями и лесными участками. В 17 сёлах не действует звуковая система оповещения населения о пожаре. Ещё в полутора десятках на улицах напрочь отсутствует ночное освещение. Прокуроры Инзенского, Вешкаймского и других районов привлекают к ответственности фирмы, у которых не оказалось в наличии мотопомп, напорных пожарных рукавов, ранцевых огнетушителей, аптечек.
Зато правительством региона утверждён план мероприятий по противопожарной безопасности в лесах на 2011-2012 годы. Он, однако, остается лишь благим пожеланием, когда знакомишься с материалами прокурорских проверок.
Они свидетельствуют, что в утверждённых чиновниками проектах освоения лесов не указаны сроки проведения мероприятий по расчистке и ремонту лесных дорог, данные о наличии средств пожаротушения. Отсутствуют тематические карты по классам пожарной опасности с указанием мест размещения техники, оборудования и инвентаря.
К началу проверки Минлесхозом региона не был утверждён оперативный план тушения пожаров на 2011 год. Не принимались меры к организации вырубки горельников, площадь которых составляет четыре тысячи гектаров. Добавим к сказанному, что на месте выгоревших в прошлом году лесов появляется осинник, который, как известно, гниёт много быстрее своих лесных собратьев. Помимо этого жара вызвала эпидемию короеда, который уничтожает ельник. В рухнувших от пожаров и ледяных дождей минувшей зимы деревьях начинают быстро плодиться вредители, которые уничтожают живой лес, превращая его в пожароопасный бурелом. Не защищаю Минлесхоз. Но что прикажете ему делать, когда вместо расчистки лесов, которые вот-вот могут вновь заполыхать, он вынужден заниматься лесополосами вдоль дорог, по которым ездит высокое начальство, как местного, так и федерального розлива (читайте в №19(49) «Симбирского обозревателя», статья «Стихия предъявляет счёт»).
Потребовалось вмешательство представителей надзорного органа, чтобы в Ульяновском, Цильнинском, Радищевском районах органами местного самоуправления были, наконец, приняты хоть какие-то меры к приведению в исправное состояние пожарных гидрантов, оснащению населённых пунктов системами звукового оповещения, оборудованию пожарных пирсов на водоёмах.
В целом по результатам проверки прокурорами области выявлено более 220 нарушений, внесено 70 представлений, в том числе губернатору региона.
Впрочем, цифрами и примерами можно оперировать долго. Суть в другом. Выводы из прошлогодних событий не сделаны. Проблема своего решения не нашла. Так что же после этого удивляться, если загуляет по губернии «красный петушок».