Виктор Никитин
Умом Россию не понять: солярка становится дороже бензина. Хотя, будучи более дешёвой в производстве, всегда продавалась на 20%, а то и 30% ниже. И уж вовсе никогда не стоял вопрос о дефиците: солярки у нас всегда было хоть залейся.
Отечественные нефтяники дружно голосят о мировой тенденции. Действительно, и в США, и в Европе дизель на заправках тоже стал догонять и перегонять в цене бензин. Но у американцев это связано с резким увеличением спроса на топочный мазут, близкий по составу к солярке. Переработчики, пользуясь ситуацией, восполняют дефицит мазута в ущерб выпуску автомобильной «горючки». В Европе рост цен на дизель объясняется тем, что в них заложены высокие налоги на развитие дорог и прочие выплаты. В России он, вообще, не поддаётся никакому объяснению.
В свистопляске с ценами на «горючку» тяжелее всего, пожалуй, приходится крестьянам, тем более что ценовая вакханалия, и это стало «традицией», затевается перед каждой посевной. Говоря иначе, монополии бьют аграриев под дых со страшной силой, подло используя самый выгодный для этого момент. Всё оборачивается тем, что расходы на топливо, съедают, как минимум, треть доходов. При таком раскладе, даже при хорошем урожае, вполне рухнуть стоимости зерна. Тогда земледельцам опять придётся сводить концы с концами. Не надо объяснять, что будет с ценами на продовольствие, которые и без того «пляшут».
Плата за поддержку
Между тем при наличии у «верхов» доброй воли всё могло бы быть иначе. Памятен недавний разговор с заместителем министра сельского хозяйства региона Русланом Кантемировым. Государство в лице Минсельхоза России выделило на проведение весенне-полевых работ (ВПР) дизель со скидкой от уровня цены по состоянию на первое ноября прошлого года. Цена эта, как известно, составляет 16200 рублей за тонну. Если учесть, что рыночная стоимость солярки ныне колеблется в пределах 23-27 тысяч рублей, поддержка ощутимая. Хотя в «благородном поступке» государства, как в той бочке мёда, есть изрядная доля «дёгтя»: льготное дизтопливо на ВПР выделено региону не в полном объёме – всего 55% от потребности. В переводе на цифры – 6990 тонн при потребности 13394 тонны. И это после страшной засухи, когда урожай был практически утрачен, а область понесла убытки на пять миллиардов рублей. Из областного бюджета на компенсацию по ГСМ было выделено дополнительно 100 миллионов рублей. Их вполне хватит, чтобы перекрыть удорожание недостающих 45% «горючки». Беспокоиться, вроде бы, не о чем. Но осадок остаётся: компенсация из регионального кармана проделала в бюджете большую брешь. Вот она плата за поддержку. Опять же, налицо решение проблемы даже не года, а всего лишь сезона.
Не будем, однако, искать виновных исключительно на стороне. По словам Руслана Кантемирова, практика выдачи льготного дизеля берёт своё начало с 2009 года. Тогда наши сельхозпроизводители заявили около 30 тысяч тонн, выбрали – 18 тысяч. Минсельхоз России высказал своё недовольство, мол, заявили, так выбирайте полностью. Окрик не помог. В прошлом году выборка составила около 20 тысяч тонн. К этой цифре федералы добавили 50% и сказали: «Всё, с вас хватит».
Ситуация в нынешнем году иная
В году нынешнем всё складывается иначе. Сильные хозяйства делают выборку практически сразу и просят «добавки». Слабые, что не могут выбрать, тянут до последнего. Но опыт двух последних лет научил многому. Чтобы не потерять топливо, идёт его перераспределение от слабых к сильным. Если в прошлом году 95% месячных лимитов топлива не выбиралось, то в марте нынешнего года выбрали 98,5, а в апреле и все 100%. И это притом, что если в 2010 году перераспределение можно было делать хоть каждый день, то в нынешнем году всего два раза в месяц.
Что прикажете делать слабым? У Руслана Кантемирова на этот счёт жёсткое мнение. Пусть получают кредиты и выбирают дизель по коммерческим ценам. Тем более что проблем с получением «коротких» кредитов сегодня нет. Выделяются они по ставкам ниже прошлогодних, к тому же субсидируются. Не надо по старой привычке оставлять всё на последний день: ситуацию надлежит просчитывать заранее, чтобы потом не ходить по Минсельхозу с протянутой рукой. Теперь такие «номера» проходить не будут. Сельское хозяйство есть агробизнес, пора принять и усвоить эту истину.
По мнению моего собеседника, в сельском хозяйстве к энергоносителям надо подходить системно. Тем более, не так уж и много оно потребляет топлива – всего несколько процентов от общего производства в России. Вопрос требуется решать кардинально, вплоть до закрепления конкретных объёмов топлива по льготной цене для сельского хозяйства на постоянной основе. Речь идёт не только о весенних и осенних полевых работах. Аграрный комплекс работает круглогодично, особенно животноводство. Что касается объёмов и сумм, просчитать их не такая уж и сложная задача. Но … Государство, оказывая поддержку, делает это зачастую формально, ограничиваясь полумерами. «Наверху», похоже, не принимается в расчёт то обстоятельство, что регион находится в зоне рискованного земледелия.
Сегодня даже ретрограду понятно, что дедовскими методами сельское хозяйство на плаву не удержишь, тем более, не обеспечишь его развитие. Одним из импульсов видится наличие у крестьян современной сельхозтехники. Они, кстати, не упускают возможности её закупать. Их не останавливают даже постоянно растущие цены. Вот и в нынешней посевной участвует новая техника, которая была закуплена буквально за считанные дни до начала ВПР. На воздухе и честном слове она работать не будет. Но в списки на обеспечение льготным топливом техника не включалась: заявки от хозяйств составлялись за много месяцев раньше, чем техника была приобретена. А обращаться ещё раз в Минсельхоз России – пустые хлопоты: поезд, что называется, ушёл. Региону, хозяйствам, фермерам придётся решать проблемы с «горючкой» самостоятельно. «Заботливое» государство иного выхода им не оставило. Аграрии выдюжат, им не впервой. Вот только цена такой победы может оказаться непомерно высокой.