Если человек живет мифами, то рано или поздно сталкивается с правдой и у него разрушается сознание.
Программа так называемой «десталинизации» России, а точнее, общенациональная программа «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении», разработанная рабочей группой по исторической памяти Президентского совета по правам человека, сегодня широко обсуждается на самых разных уровнях. При этом оценки не только не однозначны, но и диаметрально противоположны. Свою точку зрения на этот документ изложил в беседе с главным редактором журнала «Времена.ру» О. Самарцевым один из авторов программы, Глава Президентского совета Михаил Федотов.
– Михаил Александрович, я так понимаю, что речь идет о законопроекте, в котором говорится не столько о десталинизации, сколько о детоталиризации?
– Во-первых, это не законопроект. Это проект общественно-государственной программы. Во-вторых, в его названии нет ни «детоталитаризации», ни «десталинизации»; он называется «Об увековечивании памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении». Вы можете на сайте Совета president-sovet.ru его найти (он полностью опубликован), прочитать статьи, которые ему посвящены – как критические, так и хвалебные.
– Ну, вот днями Геннадий Андреевич Зюганов на вас очень серьезно сетовал в программе В.В. Познера, обвиняя ни больше ни меньше в том, что вы призываете захоронить Ленина.
– Нет, у нас в проекте говорится о другом, о том, что настало время решить этот вопрос. Мы не говорим о том, как его решать. Я неоднократно подчеркивал, что наш Совет – плюралистический, в нем есть люди, которые считают, что тело Ленина нужно вынести, но есть и те, кто убежден, что делать этого не надо ни в коем случае. Существует и третья точка зрения: мавзолей должен стать музеем.
– Ситуация в стране сегодня достаточно неоднозначная: во-первых, близятся выборы, во-вторых, мы не находимся в зоне экономического благополучия и политической стабильности. Так своевременно ли сегодня раскачивать лодку, внося раздор между теми, кто поддерживает символ (того же Ленина), и теми, кто его отвергает? Может, действительно стоит отложить проблему на долгие-долгие годы – когда у нас будет совсем все хорошо?
– В Совете присутствуют разные точки зрения на этот счет: результаты поименного голосования есть на сайте. Но большинство считает: вопрос надо решать. Нельзя оставлять его в том виде, в котором он есть сейчас. Как решать? Тут тоже единого мнения нет. Я, например, полагаю, что выносить тело не надо. По-моему, следует превратить мавзолей в музей мавзолея, убрав все то, что не соответствует формату нормального музея. Сохранить на месте саркофаг, выставить другие экспонаты, связанные с историей мавзолея, с его создателями, с инженерным содержанием, с его архитектурными достоинствами, с проблемами биологической науки, которые пришлось решать ученым при бальзамировании тела.
– В Ульяновске очень похожая проблема – у нас есть Ленинский мемориал, вокруг которого кипели споры, что с ним делать. Превратить в киноклуб или во что-то другое? Пока вроде сошлись на мнении: надо создать музей эпохи. Не Ленина, а именно эпохи начала 20-го века, советских лет – ведь от них не отмахнешься.
– Я думаю, что это правильно. Но почему бы не сохранить и музей Ленина? Я не вижу в этом ничегопротивоестественного. Люди должны знать, что в нашей истории были и герои, и злодеи, и жертвы, и палачи, и трагедии и победы. Пусть будут музеи Ленина и музеи тех, кто погиб по его вине. Только не надо превращать музеи в места поклонения. Здесь люди должны получать объективную информацию, а не заряд ненависти. Я как раз против того, чтобы из одной крайности бросаться в другую.
– Получается, что ваше предложение извратили комментаторы? Во всяком случае, в комментариях я слышу: якобы Федотов призывает отрицать прошлое, забыть все начисто.
– Во-первых, не Федотов, а Совет. Этот проект выражает не мою личную точку зрения, а коллективно выработанную, подготовленную рабочей группой. Так что это – наша общая позиция. И она как раз нацелена не на произвольное, конъюнктурное переписывание истории, а на демистификацию «Краткого курса истории ВКП(б)», который въелся в наше общественное сознание, на открытие реальной истории, опирающейся на архивные материалы, а не на пропагандистские мифы. Вот почему мы выступаем за то, чтобы открыть архивы, чтобы честно посмотреть в глаза собственной истории.Не надо скрывать ни хорошего, ни плохого. Вот почему мы призываем не сносить памятники Ленину, а воздвигать памятники жертвам режима, который был порожден Лениным. Вот о чем разговор. А то, что нас передергивают, – это естественно. Когда мы только заявили о нашей программе, тут же со стороны компартии раздались крики, будто мы намерены ввести запреты на профессии, начать охоту на ведьм и требовать сноса всех памятников. Они просто меряют по себе.
– К реинкарнации маккартизма вы точно не призываете?
– Конечно, нет. Наша задача – не расколоть общество, а примирить разные его группы, закончить наконец гражданскую войну. У нас одна страна, одна история. Мы просто не должны ее скрывать от себя, от наших детей и внуков. А ведь на самом деле мы свою историю знаем очень отрывочно. У нас до сих пор в архивах лежат документы 20-х годов, на которых сохраняется гриф секретности. Например, постановление о борьбе с абортами. Какая там государственная тайна? Или материалы о выпуске презервативов в 30-е годы. Какие государственные интересы пострадают, если открыть эти материалы?! Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Нужно, чтобы люди жили не мифами, а правдой. Когда вы живете мифами, то рано или поздно сталкиваетесь с правдой и у вас разрушается сознание. Вы не знаете, как дальше жить. А жить нужно по правде – и все. Вспомните догмат Солженицына: жить не по лжи.
– Боюсь, что мифы такого уровня, такого накала победить будет очень непросто. Стаханов, Чапаев были настоящие герои или придуманные, неважно, но это были герои времени. А сейчас нет героя. Мы не можем заменить эти мифологемы ничем другим.
– Герои есть. Просто мы их не знаем и не видим. Это люди, которые создают новые производства, делают открытия. Архитекторы, которые проектируют потрясающие здания. Музейщики, которые за мизерную зарплату сохраняют бесценные художественные сокровища. Фермеры, которые наперекор всему добиваются небывалых урожаев. Надо понять, что теперь героем будет не Стаханов, который перекрывал установленные сверху нормы выработки, а предприниматель, который по собственной инициативе создал тысячи рабочих мест. К сожалению, многие наши сограждане не понимают, что мы живем в капиталистическом обществе, покинув так называемый социализм больше 20 лет назад. Но, хотя базис у нас изменился, надстройка во многом осталась прежней. В результате общество шарахается из стороны в сторону. То – «рынок это плохо», так как он оставляет не у дел какую-то часть населения. То – «рынок это спасение от всех бед». Да, рынок оставляет не у дел тех, кто не эффективен. Альтернатива – равенство в нищете. Мне лично хочется, чтобы мои сограждане жили счастливо, долго и богато. Богато не только в материальном плане, но и в духовном. Я считаю, что рынок хорош в экономике, но плох в отношениях между людьми. Я не приемлю рыночные отношения в духовной сфере, в культуре. Там рынок может играть очень ограниченную роль. В то же время нужно перестать жить мифами о том, что мы какие-то особые, что у России особый путь в истории. В странах Прибалтики тоже была советская власть. А сейчас это страны, которые входят и в Европейский союз, и в НАТО. У них есть свои проблемы, но они решаются. По-моему, это хороший пример. Мы же хотим, чтобы у нас в магазинах было такое же богатство товаров, как на Западе. Но мы хотим при этом, чтобы у нас и в кошельках было столько же денег, сколько у аналогичных по квалификации людей на Западе.
– С магазинами-то мы решили, а вот с кошельками пока сложнее.
– Да. Но мы должны понимать, куда идем, к чему мы стремимся. И не надо думать, что на Западе люди бездуховные, бескультурные. Это не так. Поверьте, в западноевропейских библиотеках я видел гораздо больше посетителей, чем в наших. Увы.
– Это была тоже одна из «мифологем» – самая читающая?
– Если судить по тиражам книг, то, безусловно, страна была очень читающая. Однако мы прекрасно знаем, куда шла значительная часть этих тиражей – многие политиздатовские книги просто выбрасывались в макулатуру. И никто их не читал. Мы и теперь довольно читающая страна, но, увы, читающая в большей степени детективы и дамские романы. А широкая аудитория как не читала Солженицына тогда, потому что он был запрещен, так не читает и сегодня – когда он разрешен.
– То есть все возвращается на круги своя?
– Если бы такое можно было сделать, это стало бы великим достижением. Если бы не октябрьский переворот 1917 г., Россия сегодня была бы самой богатой и самой могущественной демократической державой мира. И люди были бы здесь и свободные, и счастливые. Сегодня, увы, у нас богатая страна с нищим народом. Мы хотим продолжения этого? Я считаю, что мы этого не хотим. Тогда один путь – модернизация.
– Полагаю, у нас все-таки есть выход?
– Есть, безусловно. Россия – это все-таки крупнейшая по территории европейская страна. И перед глазами у нас есть прекрасные примеры. Скажем, Финляндия, этот «приют убогого чухонца», была до октября 1917 г. частью Российской империи. А сейчас там уровень жизни – один из самых высоких в мире. Отсюда урок: если мы хотим жить хорошо, надо сделать выбор в пользу европейской цивилизации, признав, что Россия – это все-таки европейская держава, как это в свое время написала императрица Екатерина Великая. Понимаете, все должно вернуться на свой исторический путь.
Когда говорят, что Сталин взял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой, это, мягко говоря, передержка. Просто представьте, сколько добрых дел могли бы сделать те десятки миллионов людей, которые сгинули в пожаре Гражданской войны и политических репрессий. Если бы не это, мы бы оказались в мировых лидерах и по удельному весу элиты в обществе. Но именно элиту-то мы и растеряли! Или выгнали. Или убили. А результат? Мы могли достичь гораздо лучших результатов, с гораздо меньшими жертвами.
Это история, которую надо знать. Я против того, чтобы закрывать ее часть, напротив – я за то, чтобы открывать…
Беседовал Олег САМАРЦЕВ
They
Ерунда – "Если человек живет мифами, то рано или поздно сталкивается с правдой и у него разрушается сознание". Сознание человека устроено так, что для компесации возможных разрушений он вместо одних мифов принимает другие мифы или пользуется сразу несколькими мифами. "Десталинизаци" – такой же миф, поскольку речь больше идет о "десоветизации, то есть разрушении уже традиционных в России взглядов на правильное мироустройство и устраивании на разрушенных основах новых "правильных" взглядов – либералистических. Так вот это не пройдет, поскольку "советские взгляды" более прогрессивны, чем либералистические времен дикого капитализма. Поэтому либерал Федотов может не очень-то хлопотать лицом, его мифы будут пережеваны советскими традициями и ассимилированы.
Back in the USSR
http://www.newsru.com/russia/02jun2011/5letka.html
Предвыборная программа "Единой России" и Общероссийского народного фронта (ОНФ), которую готовит Институт социально-экономических и политических исследований, будет представлять собой пятилетний план развития страны, объявил глава института Николай Федоров. "Пятилетний план – это рабочее название программы", – добавил он.
"Я уже дал команду своим сотрудникам, которых набираю, чтобы мы были готовы представить своего рода пятилетний план преобразований в российском обществе, включая наши установки на то, чтобы соответствующие пятилетние планы были приняты во всех субъектах РФ и даже муниципалитетах", – сказал он на пресс-конференции в Москве в четверг.
По его словам, это своего рода план первоочередных действий по преодолению актуальных проблем. Федоров уточнил, что в документе будут четко расписаны график выполнения, ответственные и мера ответственности за невыполнение этого пятилетнего плана, сообщает РИА "Новости".
В. Каменев
Это все-таки "десталинизация", что бы там ни говорил Федотов, и десоветизация, а еще продвижение в России черных западных мифов о России и СССР, веди очевидно, что ноги этой программы растут с Запада, там уже давно борются с этим наследием прошлого. Это называется изменение сознания населения принудительным образом, поскольку программа включает разнообразные методы принуждения и навязывания новых мифов. Не более "правдивых" , чем сталинские мифы.
Это шаг к разрушению сознания общества, и значит реальный шаг к новому гражданскому противостоянию, вплоть до новой гражданской. Когда-то "прогрессивное" мировоззрение навязывала России кучка большевиков, теперь кучка либералов. Что в лоб, что по лбу – это называется. На этот раз провокация кажется не пройдет, Путин дал отбой. Однако она говорит о степени экстремизма наших либералов. Они как и раньше хотят якобы как лучше, а получается как всегда – попадают в Россию. Причем это их нисколько не волнует. Такая вот у них "правда".
+100500 Каменеву
Бжезинский им путь указал.
Путаник Каменев
демонстрирует зашоренность и ограниченность. Недостаточная историческая грамотность не позволяет ему понять, что никогда " кучка " не может навязать мировоззрение. Любое мировоззрение может быть воспринято массой только в случае совпадения интересов этой массы с тем, что " кучка ", группа или даже индивидум провозглашает. Причем совпадение не означает правильность, в сознание массы можно внедрить путем пропаганды многое. С большевиками был случай совпадения реальных потребностей общества, для искусственного у них ресурса не было. С отвязными либералами наооборот – ресурс неограниченный. Вот и разрушили СССР.
Но эту азбучную истину г-н Каменев не познал, пассионарность и гумилевство не позволяют.
Каменев не путаник,
Каменев правильно отметил российские особенности – у нас большинство революций совершается именно сверху, кучками захвативших верховную власть. Большевиков было всего несколько тысяч, а они сумели захватить власть в стране и произвели грандиозный переворот всей жизни страны, не взирая на гражданскую войну и миллионные жертвы. Хрущев с кучкой товарищей захватили верховную власть и произвели оттепель. Брежнев с кучкой захватили власть и произвели застой. Горбачев взял власть и произвел перестройку с развалом Союза вопреки интересам масс. Ельцин взял власть с кучкой либералов и произвели полную дикую варварскую бандитскую капитализацию страны вопреки интересам масс. Путин с кучкой взял власть и произвел собирание страны в соответствии с интересами масс, госкапитализм и вертикаль бюрократии, которая теперь вопреки интересам масс. Медведев получил власть и с кучкой либералов пытается десоветизировать и докапитализировать страну вопреки интересам масс.
Вперед в СССР
Экономическая политика России все больше похожа на советскую и ее результат может оказаться таким же, утверждают экономисты Института Гайдара. Ничего подобного, возражают чиновники
Евгения Письменная
Ведомости
03.06.2011, 100 (2866)
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/…6/vpered_v_sssr
мимо шел
ну ничё! вот сейчас еще Борю ЕльцЫна канонизируем, объявим его очередным мученником, и с разу Россия станет сверхдержавАй…
Детскую смертность в период до 1917 года не хотят посмотреть? дети до полутора лет в Питере – 31 на 100
дети от полутора до пяти лет – 20 детей на 100 чел…
а в Питере это не в глубинке – это в Столице…
что ж в Великой Российской державе на "окраинах" происходило ???
Пассионарный клуб
"Недостаточная историческая грамотность…" – это научная советская историография проснулась от вековой спячки. Она не различает в данном случае политику большевиков, которая в отдельные периоды очень даже совпадала с нуждами масс, почему большевики и победили, от коммунистического мировоззрения, которое навязывала стране кучка "красных интеллектуалов". То же самое с нынешними либералами.
Но не совсем, в отличие от большевиков, у либералов нет сколько-нибудь привлекательной для масс идеологии, поэтому им не удаются все их провокации в этом направлении . Да и ситуация в стране и мире не на их стороне, к счастью