Любитель произведений Фаберже, глава группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг, посетивший с рабочим визитом Ульяновск в прошлом году, оставил в наших краях курицу-несушку, способную плодить для него не менее ценные яйца, а именно – объекты муниципальной собственности: «Ульяновскводоканал», «УльГЭС», «Ульяновские тепловые сети» и другие не менее важные для города предприятия коммунальной сферы.

1. Курица-несушка Вексельберга

Эту курицу-несушку, объявившуюся в региональном правительстве сначала в ранге заместителя министра энергетики, а затем – в должности генерального директора (вдруг нежданно-негаданно созданного!!!) ЗАО «Ульяновскоблводоканал», зовут Леонид Сухотерин. Миллионер, медиа-магнат, один из ведущих топ-менеджеров вексельбергского «КЭС-холдинга», отметившийся в нескольких регионах Приволжского федерального округа резким повышением тарифов на коммунальные услуги и, в связи с этим, рядом судебных разбирательств, приехал в Ульяновск, как считают сведущие люди, для реализации коммерческих мегапроектов, выгодных группе компаний “Ренова”.

Замдиректора российского Института экономики города Владилен Прокофьев по этому поводу заметил, что в долгосрочной перспективе ситуация для ульяновских потребителей, с приходом «Реновы», заметно ухудшится: «По сути, предпринимается попытка создать еще одну монополию, за этим неизбежен рост тарифных ставок на коммунальные услуги. В других регионах компании Вексельберга ведут себя достаточно агрессивно, они пытаются захватить максимальную долю энергетического рынка, но – ни больших инвестиций, ни особой выгоды регионы от этого не получают».

2. Моя хата с краю, ничего не знаю

Удивительные люди – наши отцы города и области! До того увлекаются амбициозными проектами – вроде «Роди патриота», «Культурной столицы Европы» и «Родины Колобка», что ни слухом, ни духом якобы не ведают, что творится у них под боком.

Скажем, подписывает мэрия договор о том, чтобы передать городские тепловые сети в управление «Волжской ТГК», которая входит в состав «КЭС-холдинга», а первое лицо Ульяновска (уже после того, как прокуратура и УФАС опротестовали договор в суде как незаконный) заявляет, что «первый раз слышит об этом и никакого предложения от ВоТГК он не получал».

Кстати, недавняя инициатива мэрии по поводу приватизации «Водоканала», «Теплокома», «Тепловых сетей» и УльГЭС» (к счастью, не утвержденная депутатами Гордумы и «отложенная на неопределенный срок») также явилась для градоначальника, по его словам, полной неожиданностью. Но затем еще большей неожиданностью стала публикация в Интернет-блоге журналиста-депутата Геннадия Антонцева официального документа, подписанного главой города, в котором он дает добро на приватизацию все тех же стратегических объектов муниципальной собственности.

Не отстает от градоначальника и губернатор. Скажем, выходит в свет распоряжение мэра о ликвидации трамвайных маршрутов в центре Ульяновска (депутаты Гордумы на этот раз, к сожалению, солидарны с ним, голосуя «за»), и глава региона удивляется: как же так – без обсуждения с общественностью, без согласования со мной? И отменяет сомнительное решение мэрии, хотя этот вопрос не раз обсуждался в стенах областной администрации и негативной реакции не вызывал. Скажем больше, инициатива по ликвидации трамвайных маршрутов исходила от самого губернатора.

Выходит, солженицынский призыв – «Жить не по лжи!» – это не для наших руководителей.

3. Не мытьем, так катанием

По большому счету, ульяновские власти в реализации мегапроектов Вексельберга и местных коррумпированных кланов вряд ли пойдут на уступки общественности. Не мытьем, так катанием добьются своего. Вспомним проект «Симбирского Арбата»? Считается, что это только благодаря протестным акциям местных краеведов и экологов улицу К.Маркса «не перелопатили» – в угоду заезжим коммерсантам и амбициям тогдашнего мэра Сергея Ермакова. Как бы не так! «Симбирский Арбат» похоронили местные богатеи, освобождая место для строительства ТРЦ «Версаль», нынче известного в народе под брендом «Мухомор».

Можно вспомнить и более отдаленное время, когда компания «Метро» собиралась строить у заповедного «Черного озера» свой супер-маркет. Сколько шуму было, сколько копий переломали ульяновские экологи! Не обошлось и без пиара. Областные чиновники вдруг озаботились сохранением живности на станции юных натуралистов: председатель регионального правительства взял шефство над раненым орланом, его заместитель приголубил какого-то редкого зяблика. И так далее – по рангу: пиявки из озера достались, говорят, клеркам из секретариата. Как говорится, по заслугам – и честь!

«Метро» с перепугу перебралось на улицу Урицкого, в район свалки, а у «Черного озера» вскоре возникло строительство «Пушкаревского кольца», осуществляемое известными ульяновскими предпринимателями, ценителями автогонок и партийных лозунгов «Справедливой России».

Так что, следующий раунд местной игры «Что, где, когда?» – по передаче в частные руки муниципальной собственности стратегического назначения не заставит себя ждать.

4. Вечно с протянутой рукой

По мнению бывшего вице-мэра Ульяновска Виктора Моисеева, все подобные проекты ведут к монополизации рынка коммунальных услуг. «Коммунальные сети – для города это вопрос принципиальный. От этих сетей зависит развитие города, кого подсоединить к сетям, кого не подсоединить, на сети можно сажать разных поставщиков. Поэтому попытка забрать у города коммунальные сети «убивает» управленческие перспективы по регулированию рынка. Монополисты будут диктовать условия потребителям – жителям города и промышленным предприятиям, постоянно взвинчивая цены».

Но вернемся к «курочке-несушке» Леониду Сухотееву и возглавляемому им «Ульяновскоблводоканалу». (Кстати, он к тому же – советник губернатора по жилищно-коммунальным вопросам). Самым крупным акционером этого ЗАО является ОАО «Российские коммунальные системы», крупнейший частный оператор в сфере ЖКХ, входящий в группу компаний «Ренова». Сегодня «Ульяновскоблводоканал» предлагает частные инвестиции в муниципальные водоканалы при условии дальнейшего договора управления ими. Как признается сам гендиректор, деньги «Реновы», вложенные в водоснабжение региона, позволят высвободить бюджетные средства, но выльются в надбавки к тарифам для потребителей.

А денежек надо – ох! – как много: целых 30 миллиардов! У области и города их нет – и не предвидится. Нынешней администрации, как, впрочем, и предыдущей, проблемой водоснабжения, заниматься было недосуг. Да и ульяновские чиновники, как управленцы-специалисты, – те еще персонажи. В основном, слоняются по московским кабинетам с протянутой рукой, а в реальном деле – палец об палец не ударят.

Сегодня они протянули руку к Вексельбергу, завтра – к какому-либо другому российскому олигарху, имеющему гражданство еще и иной державы. Любитель яиц Фаберже, кстати сказать, имеет также гражданство США.

А вообще, если зрить в корень, как говаривал Козьма Прутков, ульяновцам, по идее, пора учить турецкий и греческий языки. Ибо ряд структур «Реновы» (тот же «КЭС-холдинг») с недавних пор аффилирован с кипрской компанией Berezville Investments Limited.

Кто знает – может получиться так, что нашей коммуналкой будут управлять с Кипра и по три шкуры снимать с ульяновцев за услуги ЖКХ? А что? Льготы с оффшора достанутся Berezville Investments Limited, а Ульяновской области – дырка от бублика. И, как всегда, наши отцы города и области сделают круглые глаза и скажут: «Ой! А мы ничего не знали!»

Николай Алексеев