Игорь Петрович Золотусский – человек с мировым именем. Крупнейший знаток Гоголя, лауреат премии имени Александра Солженицина и прочая, и прочая, он не любит, когда его называют “литературоведом”, считает себя “литератором, любящим русскую литературу”. Фильм Игоря Золотусского “Несть лести в языце моем” о нашем земляке, историографе Н.М.Карамзине стал одним из главных событий прошедшего недавно в Ульяновске Третьего международного кинофестиваля имени Валентины Леонтьевой. И.П.Золотусский – тоже наш земляк, выпускник первой мужской гимназии, поэтому мы вправе считать его симбирским пассионарием.

На встрече со зрителями в кинотеатре “Люмьер” Золотусский рассказал о Карамзине и его истории России, о своей новой работе – над фильмом об И.А.Гончарове, который он снимает к 200-летнему юбилею писателя.

Ответы Золотусского на вопросы из зала превратились в изящную по своей краткости лекцию о русской литературе и истории. В России литература и история связаны, может быть, теснее, чем где бы то ни было, начиная с ее истоков, с Карамзина – не только великого историка, но в некотором роде и “отца” нашей литературы. Карамзин предшествовал Пушкину, своими романами и статьями оказал огромное влияние на нарождавшуюся тогда литературу, на всех русских писателей, начиная с Пушкина и до Льва Толстого. Своей “Историей государства Российского” он заложил основы исторической традиции, которой все они придерживались. Пушкин писал свою собственную историю России, другие писатели ее осмысливали, отталкиваясь от Карамзина.

Исторический труд Карамзина Пушкин назвал великим художественным произведением. Только много позже Карамзин стал “певцом самодержавия”, уже для другой генерации русских писателей, которые стали тяготиться даже Пушкиным. Карамзин же открыто выступал против “либералистов” и революций – он своими глазами видел Французскую революцию – и не уставал повторять: народ – это острое железо, а революция – могила, и для злодеев, и для благодетелей…

Пушкин и Карамзин, и декабристы. Мы знаем одну сторону этого явления, пушкинское: “И я бы мог…” А Золотусский открывает другую, и тоже пушкинскую: “Слава Богу, Он избавил меня от Сенатской площади”. Здесь не может быть ошибки, ибо в этом же духе, в это же время поэт пишет по просьбе Николая I “Записку о народном воспитании”. В ней находим: “Русскую историю надо преподавать по Карамзину,…он совершил подвиг честного человека”, – потому что, по мнению поэта, уже пережившего к тому времени свою бурную юность, насильственно свободу завоевать нельзя. Пушкин открыто наследует дело и думы Карамзина.

Эту оборванную когда-то карамзинскую традицию возрождает сегодня Игорь Золотусский. В своем новом фильме о Гончарове он задумал рассказать о романе “Обрыв” как о предчувствии Гончаровым катастрофических революционных событий начала ХХ века. Марк Волохов стрелял в “Обрыве” по галкам, говорит Золотусский, и эта стрельба, и его образ, весьма символичны.

Был задан и наш традиционный вопрос об Обломове. Игорь Петрович ответил просто: – Я люблю Обломова. Он умный человек, и добрый. Умных всегда много, а вот умных и добрых – мало. Я люблю золотую душу Ильи Ильича. Критик Добролюбов в свое время не увидел в Обломове человека, он описывал социальное явление, тип. Сегодня же нам важен Обломов – человек. И место в русской литературе автора Обломова значительно выше, чем считается. Чехов в своих записных книжках вел “табель о рангах” русской литературы, так вот на первом месте, в ранге тайного советника, у него стоял И.А.Гончаров, и только потом шел Л.Н.Толстой.

На пути в “русский Ренессанс”

“Я не хочу ругать советское время, хотя жизнь была тяжелая. Время для меня было тяжелое”, – рассказывает Золотусский о былом. “Тяжелое” – не совсем то слово, ведь отец Игоря Петровича, крупный советский разведчик, много сделавший для становления советского государства, был репрессирован в середине 30-х годов, объявлен шпионом и “врагом народа”. Его сыну пришлось испытать на себе всю тяжесть сталинского времени.

И тем не менее: “Я рос советским юношей, не пылал ненавистью к власти, не пытался обновить эту жизнь; был искренний комсомолец, редактировал газету”, – говорит Золотусский о своей юности. Однако, когда отца арестовали во второй раз, он, еще школьник, сам пошел в МГБ на ул. Л.Толстого, чтобы узнать, за что взяли отца? В его лицо бил яркий свет настольной лампы, в тени которой прятался следователь, и допрашивал об отце. А он отвечал, что не верит ни одному его слову. Так закалялся характер Игоря Золотусского, которым, он считает, обязан отцу: “Если бы не отец, не знаю, кем бы я стал…” Много ли в наше время у отцов таких сыновей? Есть ли вообще в наше время такие сыновья?

В первой мужской гимназии в Ульяновске он полюбил литературу, получил первый урок мастерства от учителя по литературе Михаила Черненко: “Вы не говорите, а изрекаете”. И этот урок дал свои плоды. Затем был казанский университет, но его Золотусский ставит много ниже своей Первой школы, которая была “концентрацией ума, благородства, и капитальных знаний”.

“Я прожил счастливую жизнь, не стал вором, шпаной…” Были, наверное, и такие возможности. Он стал литературным критиком. Счастливая встреча молодого Золотусского с К.Чуковским круто меняет его жизнь, которую он отныне посвящает Н.В.Гоголю и русской литературе XIX века. “Я ушел в XIX век и живу в нем, во времени русского Ренессанса… Толстой хотел написать “житие Гоголя”, а пишутся жития только святых… Говорят, русская литература не смогла создать образа положительного героя, однако, сами русские писатели – разве не такие герои?”

…У меня такое чувство, что в кинотеатре “Люмьер” я встретился, символически, – в лице Игоря Золотусского – с “золотым веком” русской литературы. Недавно Игорь Петрович отметил свой юбилей – 80 лет. Но подтянут, без “режиссерского живота”. Интеллигентная седая бородка клинышком, высокий сократовский лоб, умный, несколько печальный взгляд из-под кустистых бровей глубоко проникает в душу собеседника. Одет очень просто – обычный свитер или пиджак, всегда без галстука, – и даже не верится, что перед тобой известный литератор. Его медленная, очень четкая и правильная речь завораживает – так сейчас не говорят – ее хочется слушать, и слушать до бесконечности. Тем более что говорит Золотусский о действительно важном и серьезном, о чем сегодня больше молчат.

Все фильмы И.П.Золотусского можно найти в Интернете и “скачать” бесплатно. Рекомендую, не пожалеете.

Виктор Каменев