Виктор Никитин
Лидерами по выплатам в агростраховании за 2010 год стали три российских региона. По данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), первое место занял Татарстан, где показатель урегулированных убытков составил 76% от заявленного объёма. Второе место удерживает Ульяновская область с выплатами в размере 444,9 миллиона рублей или 58,11% от заявленного объёма. Третье место у Воронежской области. Казалось бы, надо только радоваться. Но в бочке мёда оказалась большая ложка дёгтя.
Лидеры не в счет
Цифры, выкладки, расчёты по агрострахованию приведены в предыдущих номерах газеты. Напомним лишь об отправной точке разговора.
25 апреля в УГСХА прошла областная конференция на тему: «Итоги подготовки и задачи по проведению весенне-полевых работ в АПК Ульяновской области». В ходе этого мероприятия министр сельского хозяйства региона Александр Чепухин подписал соглашение с тремя страховыми компаниями: «Ингосстрах», «МАКС», «Альфа-Страхование». С этого всё и началось …
Министр не устаёт повторять, что с учётом засухи прошлого года ставит страхование в АПК на первое место. Без страхования, по его мнению, работать в зоне рискованного земледелия, каковой является Поволжье, полное безумие. Он так и говорит: «Освоим эту науку, будет у нас цивилизованный агробизнес». Но с «цивилизацией», как раз, не складывается. Судите сами.
В докладе, который делал на конференции заместитель директора департамента – начальник отдела Минсельхоза Михаил Монин, говорится, что в 2010 году основной объём сельхозстрахования в области приходился на страховые компании «ВСК», «Гута-Страхование», «МАКС». Среди тех, кто имел всего по одному – три договора числилось «Альфа-Страхование». «Ингосстрах» в этом списке вовсе отсутствовал.
По данным ЗАО МИГ «Страхование сегодня» пятёрку ведущих страховых компаний в Ульяновской области по собранным средствам в 2010 году составили: «Росгострах», «НИК», «ВСК», «Гута-Страхование», «РЕСО-гарантия». Из троицы «подписантов» здесь, как видите, нет ни одного.
Разночтение вызвало вопросы. На публикации в «Симбирском обозревателе» Минсельхоз ответил на них гробовым молчанием, которое было явно не в его пользу.
Встречу за «круглым столом» с представителями страховых компаний региона, где бы могли расставить точки по всем вопросам, руководство Минсельхоза сначала планировало на февраль, потом стало ее откладывать, а незадолго до конференции и вовсе от неё отказалось. Вопрос о том, с кем Минсельхоз будет заключать соглашение, решался келейно. Страховщиков, за исключением упомянутой троицы, даже не пригласили на церемонию подписания.
Сказано об этом не ради красного словца. Комментируя ситуацию, старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима прямо заявил, что только при открытости в таких вопросах можно говорить о законности и правомочности действий. Иначе говоря, подписанию соглашения должна была предшествовать разъяснительная работа в средствах массовой информации: почему из почти дюжины страховых компаний Минсельхоз выбрал только три? Не повлечёт ли такой шаг ущемление прав остальных страхователей?
В настоящий момент яровые посевы аграрии застраховали. Как в дальнейшем станут складываться отношения сторон, покажет начало страховых выплат. Если урожай будет хорошим, конфликтов может и не быть. Судя по погоде, засухи не предвидится. Руководитель регионального отделения АККОР Вячеслав Варганов не скрывает, что фермерам рекомендовано работать с «МАКСом», «Альфа – Страхованием» и «Ингостстрахом». Они, видите ли, показали себя лучше и надёжнее других (???!).
Заговор молчания
Моё предложение о встрече с первым лицом ведомства в Минсельхозе встретили без восторга. Сказано было, что это невозможно.
Пришлось отступить, так и не услышав, знает ли Александр Викторович позицию председателя аграрного комитета Госдумы России Валентина Денисова, который говорит: «Необходимо стимулировать развитие страхового дела в АПК. Надо делать всё возможное, чтобы в аграрный сектор приходили новые страховые компании и в прозрачном режиме конкурировали между собой. Не должно быть монополии, особенно на региональном уровне». А если знает, то почему у нас всё происходит наоборот? Идёт деление на «своих» и «чужих». Посредством «рекомендаций», подкрепляемых административным ресурсом, крестьянам навязывается чужая воля в выборе страховщиков. Честные и порядочные компании ставятся в один ряд с теми, кому на страховом рынке давно не должно быть места. Говоря иначе, убивается конкуренция и порождается монополия. Прискорбно, что застрельщиком этих начинаний, вольно или невольно, выступает Минсельхоз, который больше других должен быть заинтересован в развитии страхового дела в АПК региона.
«Игрой в молчанку» министр загоняет себя в угол. Наивно делать вид, что ничего не происходит. Нежелание снять возникшую напряжённость только подливает масла в огонь. Как теперь объяснить, почему на страховом поле региона ведущих игроков заменяют не самыми сильными? Не потому ли компания «МАКС» упоминается чаще других, что СПСК «Дружба» Чердаклинского района, учредителем которого является Александр Чепухин, работает с ней далеко не первый год? О двух других «подписантах» и вовсе ничего не известно. Так почему же такая к ним нежная любовь? Только потому, что на это есть личная воля министра и причины, которые он хочет скрыть? Очень бы не хотелось верить, что здесь подспудно кроются личные интересы … Но, как говорят в народе, на чужой роток не накинешь платок. Так зачем же, упорствуя в молчании, давать пищу предположениям и догадкам, которые ничего, кроме пятен на мундире ведомства, оставить не могут?
И ещё об одном хотелось бы сказать. На сайте министерства вывешен проект ФЗ «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой». Указана дата обновления сайта: 14.03.2011 года. Опоздали. Закон теперь называется «О государственной поддержке в сфере сельхозстрахования». В конце апреля он прошёл согласование в правительстве России. Главным изменением в Законе стало исключение обязательности страхования сельхозпроизводителей для получения государственной поддержки в виде субсидий и других видов социальной помощи. Минсельхоз, насколько нам известно, именно страхование считает основным условием получения такой помощи. Торопливость, в данном случае, видится как подножка аграриям. Не исключено, что Закон будет принят уже в июле. Если предлагаемые изменения пройдут, то ведомство, которое , мягко говоря, демонстрирует свою готовность поступать вразрез с законом, будет выглядеть бледно. Может быть, опять станет отмалчиваться? Не получится. Губернатор области Сергей Морозов ратует за то, чтобы ни одно выступление в СМИ не оставлялось чиновниками без ответа. Исходя из этого посыла, считаем данную статью официальным обращением в адрес Минсельхоза региона.