Правительства Самарской и Ульяновской областей в лице региональных природоохранных министерств подписали соглашение о сотрудничестве для проведения согласованных действий в области охраны окружающей среды и природопользования, развития научно-технического и информационно-технологического сотрудничества между двумя соседними регионами.

«Зачастую мы придаем огромное значение поддержанию и укреплению связей с федеральным центром. Потому что именно из центра можно получить дополнительные средства, помощь в реализации отдельных программ и направлений работы. На фоне этого нередко на задний план отходят взаимоотношения с нашими соседями. А между тем именно горизонтальные связи – наиболее крепки и надежны. Ведь именно в них проявляется наше обоюдное стремление к решению общих проблем», – заявил по этому поводу министр лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Сергей Андреев.

Региональные соглашения – вещь, конечно, не новая, и при первом президенте России Борисе Ельцине (в условиях объективно слабого федерального центра) они действительно регулировали очень многие хозяйственные отношения между российскими регионами. С усилением федерального центра и перераспределением финансовых потоков роль таких соглашений начала уменьшаться, и сейчас большинство регионов наиболее реально взаимодействуют друг с другом в сфере национально-культурного обмена.

И это во многом оправдано. Как показала прошлогодняя засуха, поставившая под угрозу водоснабжение качественной питьевой водой жителей Самарской, Ульяновской, Волгоградской, Саратовской областей и республики Татарстан, только Москва может объективно распределить по регионам уменьшившиеся из-за обмеления Волги запас воды. А из-за того, что 30 лет федеральный центр не может закончить проект Чебоксарского водохранилища на Волге, подняв его уровень с нынешних 63 метров до проектных 68 метров, периодически напряжение возникает между Чувашией и Нижегородской областью. Поскольку водохранилище мелкое, вода в нем быстро портится (цветет). К тому же Волга периодически приносит в Чувашию большое количество солей тяжелых металлов с лежащей выше по течению индустриальной Нижегородчины. Все попытки властей Чувашии поднять уровень водохранилища до проектных отметок, чтоб решить большую часть этих и других проблем, до недавнего времени разбивались о противодействие властей Нижегородской области, не желающих, чтоб водохранилище затопило часть территории их региона. И в конце концов потребовалась политическая воля нынешнего руководства страны, чтоб в интересах и федерации, и этих двух регионов приступить к завершению этого советского “долгостроя”. Подобная «бомба», кстати, заложена в отношениях и трех других поволжских национальных республик – Татарстана, Удмуртии и Башкортостана. Называется она Нижнекамское водохранилище, которое тоже эксплуатируется на пониженном уровне.

Но есть ряд проблем между соседними регионами, которые можно и нужно решать без вмешательства Москвы. Одна из них – это как раз регуляция пользования общим лесом и внимание к состоянию общей реки, соединяющих Самарскую и Ульяновскую области. Регионы договорились о том, что будут обмениваться опытом по охране и улучшению окружающей среды на территориях двух областей, научно-техническом сотрудничестве в сфере сохранения биоразнообразия и развития системы особо охраняемых природных территорий, внедрению передового природоохранного опыта на промышленных предприятиях (очевидно, речь идет в первую очередь об ульяновских предприятиях, поскольку они расположены выше по течению Волги, чем самарские). Отдельно стороны договорились о том, что создадут условия на территории своих регионов для свободного доступа представителей деловых кругов к информации и будут содействовать развитию информационной инфраструктуры в целях поддержки предпринимательской деятельности. Это будет способствовать взаимопроникновению предпринимательского капитала двух регионов, поскольку недостаток информации, например, об особенностях природоохранного законодательства или использование непроверенных источников информации зачастую заставляет предпринимателей принимать неверные решения по срокам и объемам инвестиций в экономику соседнего региона.