С первого сентября нынешнего года школьникам и учащимся средних специальных заведений скорее всего придётся столкнуться с новым уроком – жилищным. К мирам, которые описывают «классические» школьные предметы, добавится новый – мир, где царствуют формулировки в духе «невыделяемые части общего имущества» и где понятие личности заменяется понятием собственник.

Инициатива создания нового курса, который обещают сделать факультативным, исходит от государственной жилищной инспекции. С 8 по 11 класс школьники будут изучать особенности взаимодействия с управляющими компаниями, процедуру создания ТСЖ, а также знакомиться со своими правами и обязанностями как собственников.

Надо отметить, что наша инициатива не оригинальна. Жилищные часы и жилищные уроки пытались проводить и проводили в целом ряде других городов России – в Самаре, Пскове, Вологде и т.д. Основной целью во всех случаях декларировалось воспитания понимания себя как Жильца, Потребителя и Заказчика жилищно-коммунальных услуг.

Как известно, основная задача школы – воспитание Личности. Никакие «миры» других предметов на эту святую задачу не посягают, не подменяют Личность механистическими общественными ролями. В этом разрезе жилищные уроки уникальны – они явно направлены не на развитие личности как таковой, а на формирование самоощущения себя как Потребителя, по сути – винтика огромной машины. Подобным подходом могла в своё время похвастаться лишь начальная военная подготовка, при которой понятие личности уступало место понятию «будущий воин».

Депутат Городской Думы Геннадий Антонцев, к которому мы обратились за комментариями, отметил по этому поводу, что начинать нужно с души и с азов правового воспитания, а не заниматься вторичными вещами. «Не вижу в уроках практического смысла» – говорит Геннадий – «это совершенно пустое телодвижение».

Пожалуй, с этим нельзя не согласиться, даже если встать на сторону инициаторов проекта, если учесть, что потенциальная опасность подмены на уроках Личности Потребителем скорее всего просто потонет в формализме и непрофессионализме. Предполагается, что уроки будут читать работники инспекции, которые явно не имеют педагогического образования и опыта. А значит, будут действовать в рамках своих компетенций, то есть всё обернется имитацией бурной деятельности для чиновников и скукой для детей.

«Жилищная инспекция ничего не делает, а каждый должен заниматься своим делом» – говорит Антонцев. По его мнению инициатива с уроками – это лишь способ изобразить работу и не более того. Геннадий привёл и массу примеров бездействия жилищной инспекции. А вот примеров её конкретной эффективной работы не мы не он вспомнить так и не смогли… Зато будут уроки.

С другой стороны очевидно, что подавляющее большинство горожан попросту не знают своих прав, связанных с жилищным хозяйством. Отсюда и 13-е платежки, и двойные оплаты, и бесконечные истории с абонентской платой за домофон. Естественно, что речь тут идёт о взрослых. Получается, что начинать надо с них, воспитывать, как указано в материал жилинспекции, Жильцов и Собственников из родителей? Выходит, что так, с правовой культурой тут явно проблемы. В этой связи интересный механизм описал нам Игорь Корнилов – правозащитник, занимающийся проблемами детей. По его словам, жилищные уроки могут оказаться полезными не только детям, но и их родителям. Если ребенок усвоит из урока хоть что-то, то он вполне сможет задать своим родителям вопрос, на который у них не будет ответа. «Придётся родителям лезть в Интернет, самим разбираться» – говорит Корнилов. С ним не согласна Юлия Шерстнева, председатель родительского комитета одной из школ. По её словам важно детей подготовить к жизни, а влияния на родителей уроки вряд ли окажут. Саму же затею Юлия считает в целом нормальной. «С этим надо столкнуться» – говорит она, подразумевая знание прав и обязанностей в сфере ЖКХ.

Игорь Корнилов также считает затею с уроками не самой плохой. По его словам, детей надо учить разбираться в своих правах, и эту (обучающую) часть программы жилищных уроков он приветствует. Но мы внимательно изучили структуру предлагаемого жилищного урока, размещенную на сайте жилищной инспекции, и пришли к выводу, что помимо обучения правам и разъяснения обязанностей, структура урока содержит и массу «ценностноустанавливающей» информации, объединенную под понятием «жилищная культура». Что это за новое понятие в школьном учебном плане, мы так и не поняли. Не понятно также, почему «жилищная культура», по сути, понятие, которое относится только к многоквартирным домам. А если ты живёшь в частном доме? Получается, что эта культура тебе не светит или она уже заложена в тебе априори по самому факту «частножительства»?

По-видимому, жилищная инспекция претендует на создание собственной культурной среды. В разделе «школа жилищного просвещения» есть весьма занятный документ – некое подобие манифеста, в котором помимо прочего сразу продекларировано то отношение, которое по мнению инспекции, должен вырабатывать в себе каждый Жилец (Собственник и Потребитель). «Необходима ориентация на общение, коллективную деятельность, направленную на улучшение жизни в микрорайоне, на формирование соседско-территориальной общности и традиций цивилизованного повседневного быта и культуры самоуправления». Вот это и задачка, масштаб вполне наполеоновский, «переформатировать» мозги людям, которые до сих пор не знают даже своих базовых прав! Жилищная инспекция в таком свете предстаёт чуть ли не миссионером, несущим свет и тайное знание в тёмные массы. Но своим ли она делом занимается? Вопрос, как нам кажется, риторический.