12 июня Димитровград празднует День рождения – 313 лет. Мало кто знает, что дата эта весьма условная и имеет в первооснове чисто административные причины. Искусственно был выбран как год основания, так и день празднования. Мы подняли документы и рассмотрели разнообразные исторические теории, чтобы проверить, а правда ли Димитровграду 313 лет?

Насчёт дня, думаем, всё понятно – точной даты основания достаточно старых городов узнать часто невозможно, поэтому вперед выходит критерий удобства. 12 июня по всем канонам день почти идеальный – государственный праздник, лето… Не удивительно, что своей датой основания этот день объявил целый ряд российских городов – Ульяновск, Димитровград, Пермь, Красноярск, Саранск, Ижевск, Пермь, Киров, Уфа, Сыктывкар и т.д. Очевидно, что даже не с высоты многовековой истории, а просто с точки зрения банальной теории вероятности, такое единообразие выглядит не очень естественным. Собственно, так оно и есть, и никто с этим не спорит – действительно, главное ведь праздник, не так ли? Так что выбор 12 июня в качестве дня города в случае, если точная дата основания поселения неизвестна, вполне оправдан. Но что делать, если точно не известен год?

В Димитровграде нашли выход – просто жестко прописали 1697 год в Уставе города в качестве года основания. На то есть свои резоны. Первое упоминание о Мелекесе как поселении встречается в «межевой книге земель князя Меньшикова» и связано с 1706 годом. Но не подлежит сомнению то, что селение существовало и раньше. Другое дело, что вряд ли существуют какие-то более ранние письменные упоминания о Мелекесе. Причина этого проста – земли за Закамской чертой крестьяне занимали самозахватом, и никакой документации в принципе не велось, да и не могло вестись до тех пор, пока заволжские земли не выпросил себе Меньшиков. Тогда-то и появились первые «бумажные» данные – новые владения надо было описывать и обмерять.

Отсутствие внятных письменных источников позволяет достаточно вольно трактовать время основания Мелекеса. Например, популярна версия о том, что Димитровград был основан в 1626 году. В её основу легли записи писцовых книг Казанского уезда, в которых есть упоминание о крестьянах, живших на «Мелкесе речке». Если верить этим записям (а в их подлинности никто не сомневается), то Димитровград оказывается старше Ульяновска, и должен в этом году праздновать 385-и летие.

Эта версия одно время даже попадала в учебники по краеведению, пока не была опровергнута. Дело в том, что в писцовых книгах речь шла о другом Мелкесе – притоке Камы в районе нынешних Набережных Челнов. Деревня Мелекес там есть и поныне, и она действительно была основана в 1626 году, но к Димитровграду, увы, не имеет никакого отношения.

Но это только не первый взгляд. Димитровградский краевед Ф.Касимов, опираясь на работы известного исследователя Среднего Поволжья В.Никонова, утверждает, что родственная связь между «нашим» и «челнинским» Мелекесами есть, и самая непосредственная. Дело в том, что в писцовых книгах есть упоминание о дальнейшей судьбе крестьянской общины деревень Мелекес и Челны, которые в 1656-ом году принудительно были выселены на Закамскую черту. Согласно данным Касимова, 150 семей было направлено в Ерыклинск, 150 – в Тиинск, 50 – в Новошешинск. Исходя из этого краевед делает вывод о том, что семьи переселенцев через полвека (!) переселяются на свободные земли и основывают поселения с родными названиями, среди которых оказывается и Мелекес. Таким образом «вилка» возможного времени основания сужается до промежутка 1690 – 1700 г.

Но почему именно полвека, и откуда через столько времени в людях вдруг возникает такая тяга «к родным местам», что они назовут своё новое поселение в честь «родных мест», в которых успели пожить всего 30 лет (1656-1626)? Ответа на эти вопросы нет, поэтому логично предположить, что переселенцы из района нынешних Набережных Челнов основали новый Мелекес сразу же, то есть в 1656-ом году. В пользу этого предположения говорит и то, что крестьяне, переселяемые на Черту, всего лишь ПРИПИСЫВАЛИСЬ к тем или иным поселениями-крепостям, и вовсе не обязаны были жить именно там. Такая версия выглядит вполне правдоподобно. Если она верна (а мы к этому склоняемся), то Димитровграду в этом году исполняется 355 лет.

Но можно пойти ещё дальше и задаться вопросом – а откуда вообще взялось название Мелекес? Мы провели небольшое собственное историко-топонимическое расследование, задавшись в качестве отправной точки простой предпосылкой – Заволжье до активного русского освоения было «диким полем», местом кочевок тюркоязычных племен, а место, где расположен нынешний Димитровград, в некотором роде знаковым для степных скотоводов. Именно тут находился тот самый перекрёсток ландшафтов, который служил постоянным поводом для стычек. Этот перекресток образовывают две своеобразные природные линии – с одной стороны явно выраженная граница «степь-лес», а с другой – удобный кочевой путь с бродом, по которому гнали гурды скота с мест удобных зимовок на летние пастбища. Вполне может статься, что одной из «баз» для зимовки был и Мелекес. Мы обратились к литературе и нашли прямое подтверждение нашим догадкам. «Титул «Мелик» (царь) был весьма характерен для тюркоязычной знати в XIII – XVI веках» – пишет А.Халиков в книге «500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения». Получается, что «Мелик’е’сак» (дословно – караул царя) – это попросту охраняемые зимние ставки кочевых царьков!

Конечно, это всего лишь предположение, вдобавок вряд ли способное «состарить» Димитровград, так как доказать непрерывность существования поселения на одном месте не удастся, но, согласитесь, повод для раздумий и исследований тут есть. Может быть и правда, что Мелекесс-Димитровград имеет более древнюю историю, чем Симбирск -Ульяновск?