Михаил Белый

Сегодня в России, по данным социологических исследований, от 20 до 40% российских школьников подвергаются насилию со стороны учителей. Причем детские конфликты все чаще становятся предметом разбирательств со стороны правоохранительных органов и судов.

Родители второклассника ульяновской школы № 22 Сережи Макарова на этой неделе подали в суд на классного руководителя и директора учебного заведения.

С каждого из ответчиков они требуют по одному миллиону рублей в качестве компенсации причиненного морального ущерба.

В отношении учительницы начальных классов, с которой начали судебную тяжбу родители, уже возбуждено уголовное дело.

Педагог подозревается в избиении девятилетнего Сережи прямо во время урока на глазах сверстников толстым учебником.

Мама мальчика утверждает, что после такой “воспитательной работы” ее ребенок угодил на больничную койку с сотрясением головного мозга.

Впрочем, сама педагог Лилия Халилова заявила, что мальчика не избивала.

Кроме того, на защиту учителя встали родители одноклассников Сережи Макарова, считающие, что Халилову обвинили несправедливо.

По мнению экспертов, опрошенных автором, современная школа в России стремительно превращается в “поле боя”.

Одни полагают, что виной всему сами дети, которые стали чересчур развязными и дерзкими, другие придерживаются мнения, что в учителя стали попадать случайные люди.

Униженные и оскорбленные

Сообщения о насилии, применяемом к детям прямо в стенах учебных заведений, приходят практически еженедельно из различных точек России – Екатеринбурга, Читы, Саратова, Алтайского края.

Эксперты подчеркивают – это лишь верхушка айсберга, и большинство инцидентов, связанных с насилием, которые происходят в стенах учебных заведений, не предаются огласке.

По данным исследования, проведенного социологическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова, 40% опрошенных в российской столице подростков признались, что их высмеивали перед классом, 26% – что унижали и 6% – что их били.

Исследование, проведенное недавно Госкомитетом по делам молодежи в российских регионах, показало, что 38% школьников подвергаются в школе тому или иному насилию со стороны учителей.

В 16% случаев физическому, в 22% — психологическому.

По информации общероссийской общественной организации “Право ребенка”, около 20% детей в образовательных учреждениях России регулярно подвергаются насилию со стороны учителей.

Причем больше половины родителей об этом не догадываются.

“Распространено мнение, что виной такому положению дел – сами дети, которые якобы стали какими-то другими, наглыми и чересчур дерзкими. Однако это не так – дети никогда не бывают простыми”, – заявил Русской службе Би-би-си руководитель ульяновской общественной организации “Родительское собрание” Константин Долинин.

По его мнению, следует обратить пристальное внимание на тех, кто приходит работать в школы.

“Сегодня в школы, к сожалению, зачастую идут те, кто не нашел себя в других отраслях. Потому как, даже если у человека есть призвание, он не сможет длительное время работать в школе – из-за низкой зарплаты и необходимости кормить собственную семью”, – пояснил Долинин.

Долинин полагает, что “из школы вычерпнули воспитательную составляющую”.

“Школа превратилась в место, где пичкают знаниями ребенка, а что у него в душе – всем плевать. Вот мы и получаем на выходе огромное количество униженных и оскорбленных детей”, – отметил собеседник bbcrussian.com.

Работа для садиста?

Руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов говорит, что в ряде случаев школьное насилие можно объяснить тем, что работать с детьми приходят “настоящие садисты”.

“В медицинском смысле это адекватные люди, которые осознают то, что занимаются ненормальными вещами. Однако такая категория людей нарочно выбирает место работы, где смогут реализоваться. Для них реализация, прежде всего, заключается в возможности безнаказанно издеваться над более слабыми”, – заявил bbcrussian.com эксперт.

По его словам, садистам, которые попадают в школы, зачастую не так принципиален уровень заработной платы.

“Для них важна власть, пусть и небольшая, над детьми. К тому же, именно в школе они становятся ближе к своим потенциальным жертвам”, – подчеркнул Виноградов.

Педагог одной из московских школ заявила bbcrussian.com, что “учителей зачастую подставляют”.

“Дети тоже бывают разные. Иногда поставишь подростку “двойку”, а он идет домой и рассказывает всякие небылицы – что учитель и угрожает, и унижает. Педагог подчас оказывается совершенно беззащитным в такой ситуации. Если его даже и не выгонят с работы, то осадок все равно останется”, – рассказала собеседница bbcrussian.com.

По мнению психолога Натальи Варской, проблема насилия в российских школах кроется не только в педагогах.

“Дети меняются, становятся более свободными, но то, что свобода заканчивается там, где начинается свобода другого, они еще не усвоили. К тому же современные родители не всегда уделяют воспитанию детей должное внимание”, – заявила эксперт в интервью bbcrussian.com.

“Ведь именно родители в первую очередь в ответе за то, какие получились дети”, – сказала Варская.

“Позорные списки”

Стремительное увеличение случаев насилия в российских школах заставляет экспертов вырабатывать методы решения проблемы.

К примеру, прокуратура Москвы предлагает создать в России базу данных о педагогах, которые были замечены в применении психического и физического насилия над ребенком.

Образовательное сообщество эту идею поддерживает, полагая, что создание таких “позорных списков” заставит учителей контролировать собственное поведение.

Психолог Наталья Варская убеждена: педагоги на работу в учебные заведения должны приниматься в том числе и на основании полноценного психологического тестирования.

“Если человек такую проверку не прошел, путь в школу, к нашим детям, ему должен быть закрыт”, – уверена эксперт.

Адвокат Денис Коркодинов, защищающий интересы пострадавшего во время урока ульяновского второклассника Сергея Макарова, заявил bbcrussian.com, что считает “вполне адекватной практику судебных разбирательств”

“Ничего зазорного нет в том, что школьные конфликты рассматриваются в судебном порядке. Это цивилизованная практика. Если педагог ударил ребенка, то пусть за это ответит, в том числе и рублем”, – отметил юрист.

Впрочем, уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов считает недопустимым, чтобы где-либо, и уж тем более в школе, в отношении детей использовалось рукоприкладство.

“Каждый педагог должен усвоить, что физическое насилие над детьми недопустимо ни при каких обстоятельствах”, – заявил омбудсмен.