Мероприятие под названием «Политическое биеннале» прошло 12 июня в Мемориальном центре г.Ульяновска. Его устроители (ведомство Министра внутренней политики Ульяновской области Татьяны Кирилловой), похоже, задумали создать в Ульяновске площадку для межпартийного диалога. Придать блеск этому событию должно было, кажется, иностранное слово «биеннале». Вообще-то слово это обозначает художественную выставку. Что имели в виду организаторы? Может быть, намекали, что политика – это тоже искусство, искусство возможного.

Открывать «биеннале», несмотря на насыщенный всевозможными мероприятиями «День России», прибыл лично губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. В коротком вступительном слове он призвал все политические партии жить дружно, то есть к политическому диалогу на благо Ульяновской области. Но диалога, скажем сразу, не получилось.

Получилась именно «биеннале» – выставка ульяновских отделений российских политических партий, эта часть политического мероприятия, можно сказать, удалась. В фойе Мемориала ульяновские партийцы провели презентации своих партий перед губернатором на фоне красочно оформленных партийных стендов с отчетами о проделанной работе и планами на будущее, представили образцы агитационных материалов, формы и методы ведения агитации и пропаганды. Избирательная комиссия Ульяновской области традиционно представила стенд об истории политической агитации и выборного процесса в нашей стране.

Начала «Единая Россия», которую представлял (!) председатель Ульяновской городской Думы Василий Гвоздев. По сравнению с экспозициями других политических партий, раздел ульяновских единороссов выглядел бледно. Традиционное красноречие спикера Ульяновской Гордумы не могло скрыть примитивную организацию экспозиции главной политической партии региона. Не были замечены у экспозиции и сотрудники регионального исполкома, а многочисленную фракцию единороссов в Законодательном Собрании области представляла одна Тамара Дмитриева. Все это более чем наглядно демонстрировало состояние дел в региональном отделении «партии власти».

Экспозиция Ульяновской КПРФ, напротив, отличалась разнообразием и полнотой представленных материалов. Видно было, что коммунисты использовали мероприятие, что называется, по полной. Представлял партию лично лидер Ульяновских коммунистов Александр Кругликов. При этом он демонстративно говорил повернувшись лицом к объективам репортеров, а не к губернатору области. Не была замечена на мероприятии и «красная парочка» Н.Чатинян и А.Рябов. Похоже «старой гвардии» удалось сохранить влияние в местной КПРФ и теперь Кругликову предстоит доказать свою финансовую состоятельность в ходе уже фактически начавшейся избирательной кампании.

Не менее достойно представили свои экспозиции и остальные парламентские партии: «Справедливая Россия» и ЛДПР, а также Молодогвардейцы и ЛКСМ. А вот стенд «Правого дела» выглядел очень скромно. Свою партию в гордом одиночестве представляла экс депутат гордумы Ирина Пальшинцева.

Что касается еще двух формально зарегистрированных политических партий: РОДП «Яблоко» и «Патриоты России», то их отсутствие на мероприятии стало лишь еще одним подтверждением политической кончины. И если «Патриоты России» в Ульяновской области иногда еще себя как-то проявляют, то с отъездом в «места не столь отдаленные» лидера местных яблочников Анатолия Нечаева, об этой некогда подававшей большие надежды партии осталось одно воспоминание. Не исключено, что уже после президентских выборов 2012 года кончина «Яблока» будет оформлена «de jure», за ненадобностью.

Когда же перешли к основной части «биеннале» – политическому диалогу, то блеснули уже нищетой. Кадровые проблемы в региональной «Единой России» здесь проявились со всей очевидностью. «Партия власти» оказалась без своего лидера, без союзников, и вынуждена была занять круговую оборону от нападавшей и от микрофона, и из зала КПРФ. Вообще, КПРФ единственная из партий выставила свой основной боевой состав во главе с бессменным лидером и, вдобавок, привела свой актив. Профессор УлГУ, историк Александр Кругликов, за десятилетия политической деятельности доведший до совершенства свое ораторское искусство, почти сумел превратить «круглый стол» политиков в митинг.

Можно сказать, что Кругликов, отбросив регламент дискуссии, идеологическим катком проехал по «Единой России», оттолкнувшись от времен приватизации. Оно, конечно, все так… Вот только простота и безапелляционность обвинений коммунистов напоминает ту простоту, которая хуже воровства. В ней много «правды жизни», но с одним существенным дополнением: все это устроили воспитанники и выходцы из КПСС и ВЛКСМ, бывшая «партноменклатура». Говорят, снявши голову, по волосам не плачут, а тут все опять услышали плач по волосам КПСС. Что строим, пафосно вопрошает Кругликов. А что предлагают строить коммунисты? Опять коммунизм, судя по названию?

«Единая Россия» в лице Василия Гвоздева, предваряя выпады коммунистов в свой адрес, попыталась ответить на многие вопросы. В начале дискуссии он напомнил о роли КПРФ в падении Ульяновской области на 70-80 места в рейтингах по Российской Федерации к началу нулевых годов (сегодня, по утверждению В.Гвоздева, область на 25-м месте). Но, к счастью для А.Кругликова, В.Гвоздев очень вовремя ушел с «круглого стола», будучи задействованным в других мероприятиях праздничного дня. Заменивший его депутат Городской Думы Сергей Кузьмин на эскапады коммунистов не отвечал. Хотя ему удалось отыграть несколько очков на теме коррупции. Когда он предложил присутствующим признаться в связях с коррупционерами, таковых в зале не оказалось. И так ведь везде…

К слову, коррупция – это старая российская беда, да и не только российская. Все понимают, что она не вчера родилась, и вряд ли завтра умрет, однако обвинения в коррупции уже приобрели сегодня характер политической кампании.

По актуальной для региона теме заседания – поиск резервов роста в области – выступила, пожалуй, только «Справедливая Россия» в лице своего депутата в Гордуме Геннадия Антонцева, что и отметили эксперты. «Прозрачность власти», создание комфортного экономического и правового поля для малого бизнеса, наведение порядка в сфере ЖКХ – это действительно все внутренние резервы роста, и от нас зависит, сможем ли мы их задействовать. Присутствовавшие местные эксперты почему-то вместо анализа межпартийного диалога приводили данные социологических исследований, хотя и интересных самих по себе. Оценку собственно дискуссии дала эксперт из Саратова: «КПРФ провела превентивное наступление, но арьергардных боев, которые сами по себе весьма эффективны, ее политические оппоненты не дали».

Подведем итоги. Искусство политического диалога нам пока недоступно, налицо дефицит вменяемых политических лидеров. Поскольку биеннале, по определению, проводится раз в два года, то, можно надеяться, оно больше не повторится. Зачем нам политические выставки? Надо все-таки искать пути трансформировать их в цивилизованный политический диалог и реальную политическую конкуренцию.

Виктор Каменев