Сокращение сегмента корпоративного страхования отрицательно сказалось на состоянии российского страхового рынка в целом. Но постепенно ситуация меняется к лучшему – как в стране, так и по Ульяновской области в частности.
Пока гром не грянет…
К страхованию вообще, а корпоративному в частности, в новой России относятся без особого пиетета. Это жители развитых стран идут со страховкой по жизни, просто не мыслят иначе, у большинства же россиян менталитет известен: надежда на наше привычное авось… При таком раскладе и при хорошей-то экономической ситуации юрлица в большинстве своем предпочитали заключать договоры страхования лишь, как говорится, в добровольно-принудительном порядке – если того требовали надзорные органы или в соответствии с требованиями законодательства (страхование залогов, опасных производственных объектов, ОСАГО и т.д.).
По данным компании РОСГОССТРАХ, страховой рынок страны несколько упал в прошлом году именно из-за того, что произошло сокращение сегмента корпоративного страхования (на 2,3% по сравнению с 2009 годом). Эксперты отмечают, что для страховых компаний Ульяновска, где УАЗ является градообразующим предприятием и активно развиваются автосалоны, также было достаточно ощутимо влияние кризиса через падение продаж в дилерском канале.
– Ликвидация предприятий, сокращение производства, разрушение экономических связей – по мнению регионального бизнеса, минувший год был не самым подходящим временем, чтобы думать о страховании, – рассказывает директор ульяновского филиала ОАО «СГ МСК» Александр Петров.
Впрочем, большинство страховых компаний, присутствующих на ульяновском рынке, не увидели массового оттока корпоративных клиентов в кризис.
– Страхование – эффективный способ избежать непредвиденных расходов, – подчеркивает управляющий директор Дивизиона «Поволжье» Группы Ренессанс страхование Александр Авакянц. – Особенно это актуально для сферы бизнеса, где незапланированные траты могут оказаться настолько значительными, что если и не вынудят компанию уйти с рынка, то однозначно приведут к стагнации. Многие компании продолжали страховать свои активы как залоги по ранее выданным кредитам. Но в целях экономии большинство клиентов стали исключать из своих программ дорогостоящие опции, оставляя только риски первой необходимости, что в целом сказалось на объемах страховых сборов. Кризис научил людей экономить – покупать полисы напрямую через call-центр или Интернет, пользоваться франшизой, лучше разбираться в продукте и сервисе.
В Ульяновской области, как и в других российских регионах, снижение платежеспособного спроса, наблюдавшееся в кризис, привело к существенному снижению тарифных ставок по большинству корпоративных видов страхования. Неадекватная тарифная политика сказалась на качестве перестрахования: из-за недополучения страховых премий страховая компания меньше передает в перестрахование либо переходит к более дешевым перестраховщикам с низкой репутацией. Однако в корпоративных видах страхования убытки, как правило, большие, и справиться с ними без хорошей перестраховочной защиты непросто.
– Время показало, что это было неудачным решением – в итоге страховщики, избравшие демпинговую андеррайтинговую политику, испытали серьезные проблемы в финансовой устойчивости, – говорит директор Приволжской дирекции ОАО СК «РОСНО» Александр Емелин. – Тем не менее, объемы корпоративного страхования в регионе постепенно возвращаются к докризисным показателям.
Железо ценнее жизни?
Основную долю в портфеле отечественных страховщиков в сегменте корпоративного страхования традиционно занимает страхование имущества. Практика показывает, что ульяновский бизнес в основном предпочитает страховаться от так называемых «огневых» рисков (пожар, взрыв, удар молнии, падение летательных аппаратов). Кроме того, популярны риски, связанные с противоправными действиями третьих лиц (кража, разбой, грабеж).
– Это легко объяснимо, – говорит Александр Емелин. – Производительность любого предприятия зависит от работоспособного состояния его имущества, будь то офисное здание, заводские помещения, оборудование или техника, а страхование позволяет защитить имущественные интересы компании и минимизировать возможные риски. Таким образом, внеплановые убытки превращаются в бюджетное финансирование путем периодической оплаты страховых взносов. В страховании имущества юрлиц наиболее активный рост отмечается в сегменте крупных предприятий, среди компаний малого и среднего бизнеса спрос на имущественное страхование по-прежнему невелик – кризис на них сказался сильнее.
– Хочется отметить, что комплексная страховая защита имущественных интересов обходится дешевле, чем страхование отдельных рисков в разных компаниях, – продолжает господин Емелин. – Тем не менее, пока большинство средних и малых предприятий предпочитают страховаться только по одному виду страхования. Дополнительные риски в страховом покрытии увеличивают стоимость полиса незначительно, при этом возможный ущерб, нанесенный имуществу в случае непредвиденных событий, может быть колоссальным. Крупный же бизнес практикует приобретение оптимальной страховой защиты «от всех рисков».
– В этом плане кризис положительно повлиял на сферу корпоративного страхования, – комментирует начальник отдела продаж корпоративным клиентам филиала ООО «РОСГОССТРАХ» по Ульяновской области Татьяна Иванова. – В жестких экономических условиях руководители компаний стали более серьезно и ответственно относиться к имуществу, транспорту своих компаний. Поэтому количество договоров за последние два-три года в нашей компании стало ничуть не меньше.
– Для нашего сегмента «дно» было в 2009 году, – говорит руководитель Дирекции по Ульяновской области ООО СК «РГС-Жизнь» Нафисэ Лазарева. – Страховые сборы по корпоративному накопительному страхованию жизни по сравнению с 2008 годом в среднем упали на 40%, по страхованию от несчастных случаев – на 20%. Сегодня ситуация постепенно улучшается, в настоящее время нашими корпоративными клиентами наиболее востребовано страхование от несчастных случаев, затем – накопительное страхование жизни и страхование от болезней.
– В 2011 году произошло увеличение единого соцналога до 34%, а это увеличение нагрузки на юридические лица, – продолжает госпожа Лазарева. – И когда страховые компании жалуются на плохое налоговое законодательство, они забывают о том, что в СССР вообще налоговых вычетов не было, а застраховано было 70% населения.
Одной из главных проблем своего бизнеса страховщики называют финансовую неграмотность руководителей компаний.
– Если одни успешно страхуют имущество, автомобили, жизнь сотрудников, то другие даже не задумываются о такой возможности, – констатирует Татьяна Иванова.
Здоровье в соцпакете
Добровольное медицинское страхование (ДМС) можно смело отнести к корпоративному виду страхования: для работодателей страхование сотрудников и по сей день является эффективным инструментом немонетарной мотивации персонала, а наличие его в социальном пакете безусловно говорит о надежности предприятия и его высокой корпоративной культуре. Увы, сегмент ДМС кризис также не обошел стороной.
– В 2009 году ряд корпоративных клиентов сократили расходы на медицинское страхование в своих соцпакетах, – отмечает Александр Емелин. – Часть клиентов вовсе отказалась от полисов ДМС, другие искали низкие тарифы и переходили в демпингующие компании, остальные пытались оптимизировать затраты при помощи различных вариантов корректировки медицинских программ. Однако в большей степени это затронуло мелкие предприятия – в общей массе крупные клиенты не отказались от ДМС. При этом клиенты предпочитают работать с крупными, надежными страховщиками, входящими в ТОП-10.
– Среди наших клиентов по ДМС такие крупные предприятия Ульяновской области, как автомобильный завод, механический завод, ДААЗ, ОАО «Кварц» и многие другие, – отмечает Татьяна Иванова. – К сожалению, малый и средний бизнес пока едва ли может себе позволить обеспечить страховками по ДМС своих сотрудников.
– Этим инструментом лояльности персонала в основном пользуются компании, имеющие иностранную составляющую, такова западная культура, – говорит Александр Петров. – Хотя и отечественный бизнес начал активнее интересоваться ДМС. Думаем, конкуренция в привлечении высококлассных специалистов сделает свое дело.
– В регионе присутствуют филиалы многих федеральных и крупных региональных компаний, которые обязательно включают в соцпакет своих сотрудников полисы ДМС, – добавляет Александр Авакянц. – Тем более что в Ульяновской области есть все необходимые ресурсы для развития частной медицины – больницы, поликлиники, медицинские центры высокого уровня. Ни для кого не секрет, что сегодня ДМС – гарантия предоставления качественной медицинской помощи.
Между тем эксперты отмечают, что ульяновский рынок добровольного медицинского страхования находится еще на самом начальном этапе своего развития и серьезно уступает крупным городам Поволжья. Стоит отметить, что сегмент ДМС в целом по стране наряду с ОСАГО выступил драйвером российского рынка страхования в 2010 году. Казалось бы, парадокс: число корпоративных участников ДМС сократилось на треть. За счет чего же рос рынок? А за счет того, что 300 крупнейших отечественных корпораций резко увеличили свои посткризисные социальные программы.
Не минимизировать, а оптимизировать
Сегодня уже можно смело говорить о восстановлении рынка корпоративного страхования. По прогнозам рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2011 году он превысит докризисные значения. Вот и компания РОСГОССТРАХ уверена, что в этом году будет отмечен рост страховой премии в сегменте страхования юрлиц. Можно ожидать, что за счет этого выйдет в положительную зону реальный рост всего российского страхового рынка (по оценкам компании «АльфаСтрахование», в 2011 году рынок может вырасти на 15%, а в 2012 – на 25%).
Можно отметить три «методологических» итога минувшего года, которые положительно повлияли на сегодняшнее развитие отрасли. Государство наконец заговорило об унификации «стоимости» человеческой жизни и даже озвучило цифру – 2 млн. рублей. Продолжился исход с рынка слабых страховщиков – в прошлом году у недобросовестных страховщиков было отобрано 116 лицензий. В 2010 году впервые произошла встреча представителей ведущих страховых компаний с президентом России, главной темой разговора стали летние пожары. Судя по всему, государство извлекло уроки из сложившейся ситуации и готово стимулировать имущественное страхование, сельхозстрахование, как на уровне бизнеса, так и на уровне рядовых граждан.
В 2011 году на страховом рынке ожидается несколько ключевых изменений, которые определят развитие отрасли на ближайшие годы. Во-первых, это подготовка к введению с 1 января 2012-го обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов. И страховщикам, и регуляторам, и госорганам придется приложить немало усилий для того, чтобы создать реально работающий механизм защиты интересов третьих лиц в случае аварий и катастроф.
Важный момент – реформирование системы обязательного медицинского страхования, запланировано повышение финансирования отрасли со стороны государства. Эксперты полагают, что ОМС сегодня способно стать локомотивом развития страховой медицины в целом, по аналогии с ОСАГО, которое в свое время подтолкнуло к развитию рынок автострахования.
В Ульяновской области сегодня работает порядка 90 страховых компаний, доля региональных операторов не превышает 10%, поэтому «основной тон» будут по-прежнему задавать федеральные компании. Это касается и корпоративного сегмента. Есть все предпосылки для его дальнейшего развития и, в конечном итоге, расцвета. Так, ульяновский бизнес становится более социально ориентированным.
– Если фирма успешно развивается на рынке, мало просто зарабатывать много денег, нужно эффективно мотивировать сотрудников, – подчеркивает Татьяна Иванова. – Как и многие явления в нашей жизни (например, мобильная связь), корпоративное страхование перестает быть роскошью, а становится жизненной необходимостью в современных условиях. Новое поколение ульяновских руководителей осознает это.
– Бизнес повернулся лицом к страховщикам, – соглашается Александр Петров. – Во-первых, руководители все больше ориентируются на западный стиль ведения бизнес-процессов. Во-вторых, сложная техногенная обстановка, увеличение числа климатических катаклизмов, ухудшение криминогенной ситуации в обществе тоже играют не последнюю роль. Приходит понимание того, что страхование – не пустая трата денег, а действенная мера финансовой защиты бизнеса. Повышается финансовая грамотность руководителей, возрастает уровень деловой активности бизнеса, в конце концов, на страхование сегодня обращено внимание государства. Понятно, что воспитание культуры страхования – длительный процесс, но начало уже положено.
– Под влиянием кризиса российский, в том числе ульяновский, бизнес стремился к оптимизации расходов, что отразилось и на страховании – в том числе и позитивно, поскольку компании более взвешенно подходили к анализу тарифов и рискового покрытия, – подчеркивает Александр Емелин. – Думаю, эта тенденция сохранится и в будущем: все больше промышленников и предпринимателей рассматривают страхование как важный инструмент управления рисками, стараясь подобрать оптимальную страховую защиту для своих компаний.
Пока в Ульяновской области доминируют обязательные виды страхования, активно страхуются залоги, но в целом у региона есть большой потенциал для развития добровольных видов страхования.
– В области имеются два речных порта, два аэропорта класса А, железная дорога, сеть автодорог, таможенный терминал, что дает возможность к развитию страхования грузов, – объясняет Александр Авакянц. – Крупные компании федерального и регионального типа, в том числе и УАЗ, дают неограниченные возможности для развития личных видов страхования. Вступление в силу закона о страховании опасных производственных объектов послужит толчком к развитию добровольных видов имущественного страхования.
Стоит отметить, что по большому счету, предложения операторов в отношении страховых продуктов мало отличаются друг от друга. Действительно конкурентным преимуществом может стать только принципиально иной уровень клиентского сервиса, в том числе в урегулировании убытков.
Татьяна Задорожняя