Гость нашей редакции – Виктор Матиенко, начальник Управления Судебного департамента в Ульяновской области, структуры, от деятельности которой во многом зависит создание условий для осуществления правосудия районными и городскими судами области.

– Виктор Андреевич, насколько реально прозвучавшее в прессе заявление, что правосудие готовится в целом изменить свой облик?

– Действительно в Москве Совет судей Российской Федерации на своем пленарном заседании обсудил масштабную программу развития судебной системы, цель которой – вывести правосудие на новый уровень. Будет создана межведомственная рабочая группа с участием представителей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, Совета Судей Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Российской академии правосудия для разработки концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2013-2017 годы.

– Но не завершена еще реализация ныне действующей федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы, действие которой уже продлено до 2012 года. Не уложились в отведенные сроки?

– Судебная система стремится соответствовать мировым стандартам, поэтому корректировка задач вполне резонна в условиях нового этапа преобразований, объемов и источников их финансирования. К примеру, программа дополнена новацией по оснащению федеральных судов и Управлений судебного департамента комплектами оборудования для допроса потерпевших и свидетелей без возможности их визуального наблюдения судов, в том числе – мобильными комплектами. Именно действующей федеральной целевой программе мы обязаны тем,что повысилась открытость судов и созданы условия для повышения качества правосудия. Практически нет проблем с организационным обеспечением и финансированием деятельности. Судьи и работники аппарата всегда в курсе последних изменений в российском законодательстве. Завершены капитальный ремонт и реконструкция Железнодорожного, Ленинского, Заволжского, Карсунского и других районных судов, что немаловажно для судей и работников судов, а также граждан, пришедших в суд со своими проблемами. Во всех судах действуют приемные для граждан, имеются компьютеры с доступом к сети Интернет для размещения информации о деятельности суда, приема и обработки обращений, поступающих через сеть Интернет, размещением в автоматическом режиме, с использованием web-модуля, списков дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании, размещением судебных актов на Интернет-сайтах судебных актов. За прошлый год сайты судов и Управления посетило около 178 тысяч пользователей. С начала текущего года только на сайте нашего Управления уже побывало около 9 тысяч пользователей Интернета, которыми просмотрено более 30 тысяч страниц.

– Масштабная программа потребует напряженной работы и квалифицированных кадров. А как насчет перестройки их сознания на этом ответственного этапе реформ?

– Перестраивать сознание придется. Далеко не все выдержали напряжение, при котором решались проблемы реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы». За это время ушли некоторые из тех, кто стоял у истоков становления Управления. Тогда мало кто верил, что Программу, которая завершается, а тем более положения Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» удастся реализовать, что судебные акты будут доступны каждому, кто мало-мальски способен выйти в Интернет. Большую поддержку в тот сложный период оказали нам генеральный директор Судебного департамента при Верховном суде РФ А.В.Гусев и председатель Ульяновского областного суда Н.П. Лысякова.

– Какими же будут суды после реформы? И в какие денежки выльется очередной этап реформы судебной системы?

– Начну со второго вопроса. Предложение Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации – приступить уже в 2011 году к разработке концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2017 годы». Приступить совместно с Верховным и Высшим Арбитражным судами Российской Федерации.Если федеральная целевая программа будет принята, реально и финансовое обеспечение. А опыт последних лет – зарок реализации даже амбициозных планов. Так что нынешнее поколение будет точно знать, что именно в суде в рамках Закона решатся их насущные проблемы. Они не удивятся тому, что здания судов будут реконструированы с выделением в судах особой публичной зоны, там, будут находиться приемная с отделением для информационного киоска, свидетельские комнаты, комнаты для ознакомления с материалами дела и все доступные для посетителей помещения. В залах будет установлена специальная система оповещения с выходом информации на экраны, на которых можно будет просматривать ход процесса, документы, видеозаписи и другое. Не будет и скамьи подсудимых в том классическом варианте, в котором мы ее представляем: подсудимым будет представлена возможность вести записи, общаться с защитником. Решетки и стеклянные ограждения уйдут в прошлое: установят ножные фиксаторы с креплением к скамье подсудимых, которые наденут только на агрессивных, склонных к побегу и т.п. В судах будет устанавливаться система аудио- и видеопротоколирования. Предусмотрена и возможность подключения мобильных персональных компьютеров, совместимьгх с информационной системой зала. В зале судебных заседаний по уголовным делам будет пять входов: четыре

– со стороны процессуальной зоны, в том числе служебные входы для участников процесса, из совещательной и свидетельской комнат. Пятый вход

– для публики, пришедшей на процесс.Особо оговаривается в представленной программе то, что человеку, пришедшему в суд со своими проблемами, должно быть удобно, что само по себе новый термин в официальных документах. И наше Управление будет активным участником этих преобразований.

– Оптимизм – дело хорошее, но только им горы не свернешь. А с кадрами не все сейчас обстоит в должном порядке?

– Действительно на начало года в судах были вакантны 20 должностей государственных служащих, по собственной инициативе за год уволилось 99 сотрудников. 13% работников судов не соответствуют замещаемым должностям по уровню образования, но 40 – обучаются в высших учебных заведениях. Основная масса работников и при невысокой зарплате уходить из коллективов не собирается. Значит, коллектив есть, значит, он способен решать ответственные задачи, как и в период пресловутого кризиса.

– В Интернете появилось сообщение, что в Государственную Думу внесен законопроект, исключающий из Уголовно-процессуального кодекса положение о рассмотрении уголовных дел в райсудах коллегией из трех судей по ходатайству обвиняемого. Прошло чуть больше двух лет, как вступил в силу Федеральный закон «Об упразднении некоторых районных судов Ульяновской области», проект которого, кстати, готовило ваше Управление. Шаг вперед – два шага назад?

– Причиной упразднения была штатная численность малосоставных судов. В случае временного отсутствия одного из судей не было возможности реализацию положений УПК РФ о рассмотрении дел коллегией из трех судей. Тогда упразднено было 10 малосоставных районных судов. Мы исполняли Закон. Но введенная в каждом районном суде коллегия судей из трех человек оказалась невостребованной: статистика 2010 года показала, что такими коллегиями рассматривалось всего лишь 658 уголовных дел по всей стране, по нашей области -лишь четыре уголовных дела. Не будем упреждать события размышлениями – пока это законопроект.

– Участие в процессах судов бывает небезопасным. Что в обеспечение безопасности предпринимается Управлением?

– Скажу коротко: все суды сейчас оснащаются самым современным оборудованием для организации видеонаблюдения, тревожными кнопками, заключены договоры с вневедомственной охраной, судебные приставы ведут работу по обеспечению охраны суда, по приводу на судебное заседание. Судебными приставами по ОУПДС в соответствии с совместно согласованным планом проводятся учения, тактико-специальные тренировка с участием судей, работников нашего Управления и аппарата судов, представителей ФСБ. МЧС и МВД области. В решении этих проблем большую помощь оказывает нам Судебный департамент при Верховном суде РФ.

– Наряду с новациями в судебной системе появилась тенденция к возвращению старой советской традиции, когда судьи «ходили в народ» с просветительскими целями. Насколько это реально при существующей нагрузке судей по основному месту работы?

– Еще в давние годы в своем сборнике народных баллад Вальтер Скотт написал: «Нет того нового обычая, который не был бы старым». В судах нашей области эта традиция не прекращала своего существования. Практика выступлений судей, работников аппаратов районных и городских судов перед общественностью, студентами и учащимися учебных заведений не прекращалась, но не была системной. Есть данные статистики: За январь-март 2011 года проведено 66 таких мероприятий, на которых присутствовало более 2400 человек.

– Что вы видите самым главным в итоге предстоящих преобразований?

– Выделять что-то одно главным будет неверно, но, пожалуй, скажу: это рост доли граждан, доверяющих органам правосудия. Они при сегодняшней открытости судов имеют возможность знать все о деятельности судов и их решениях и давать оценку лично, а не через третьих лиц.

Анатолий Данилов