В Ульяновске планируют реорганизовать филармонию.

О бедственном положении областной филармонии говорят не один год. Одно из красивейших зданий города давно нуждается в капитальном ремонте. Накопились проблемы и у филармонических коллективов, и у музыкантов. Кто-то предлагает выход из тупика, кто-то просто ждет перемен. Но перемены просто назрели – об этом сегодня говорится на самом высшем региональном уровне. «Я считаю, что филармонии нужна «прививка оптимизма» в виде свежих идей, – написал в своем блоге новый министр искусства и культурной политики области Геннадий Журавлев. – Представила интересный проект Лида Ларина. Хочется, чтобы именно люди, знающие проблемы музыкальной области «изнутри», сталкивающиеся с ними каждый день, предлагали новые пути решения».

Именно к таким людям относится Лидия Ларина. Она предложила проект «Дом музыки – Симбирская филармония», объяснив, что это «дом, где согревают сердца, синтез искусств с использованием современных технических возможностей». В ее проекте первоочередные задачи, нововведения, возможное сотрудничество с учреждениями, перспектива развития прописаны конкретно и просто. Она предлагает, как реально изменить жизнь филармонии, преобразовав ее в многофункциональный культурный центр с широким спектром творческой деятельности.

– В Ульяновске – с 1995 года, – рассказывает Лидия Геннадьевна. – После окончания Казанской государственной консерватории получила приглашение работать в Ульяновской областной филармонии концертмейстером группы балалаек государственного оркестра народных инструментов, а также преподавать в областной школе для одаренных детей. В музыкальном училище мне предложили вести класс балалайки. В общем, «закрутилась» творчески. Тем более что в Ульяновск приехала с уже сложившимся творческим коллективом единомышленников по духу и мироощущению, который сформировался еще в консерватории. Будучи студентами, мы уже гастролировали. Оказалось сложно вписаться в те рамки и в ту жизненную энергетику, которой жил Ульяновск.

– Что же мешало?

– Музыканты должны много ездить с концертами, участвовать в различных конкурсах. Это помогает расти профессионально, создавая себе репутацию. После победы на очередном международном конкурсе ансамбль получил приглашение на гастроли по Италии. Для руководства филармонии в то время это оказалось неприемлемым. Мы все ушли… каждый в свое время.

Меня не было в филармонии 14 лет. За эти годы коллектив мог раствориться в никуда, но ансамбль «Русская душа» выжил и утвердился как самостоятельный организм, расцвел, выступая на разных концертных площадках мира, сотрудничая с ведущими деятелями культуры. Появились контакты с филармониями Москвы, Питера, Казани, Челябинска, Саранска. Сложилось абсолютно иное видение работы концертной организации – как и в каких условиях должны работать музыканты, какой творческий продукт нужен зрителю.

– Вы вернулись под крыло филармонии?

– «Русская душа» представляет Россию, Ульяновск на международном уровне, и все спрашивают: а «при ком» мы работаем? А мы не «при ком». Сообщество пяти музыкантов, свободные художники, преподаватели Ульяновского государственного университета. Год назад об этом говорили на встрече с губернатором. В беседе возникла идея стать государственным коллективом. Год, который мы проработали в ульяновской филармонии, был очень тяжелым. Сложно входили в структуру учреждения, руководство не желало видеть нас как творческий коллектив в составе филармонии. Мы конкурентно-способны, полны энергии, творческих сил и идей, готовы создавать новые интересные проекты. Думаю, такая позиция должна быть у каждого коллектива и любой организации.

– В последнее время на симфонические концерты собирается не больше 50 человек. Старшее поколение, которое не пропускало выступления оркестра во времена Эдуарда Серова, Николая Алексеева, Андрея Борейко, почему-то в филармонию не ходит. При этом филармония уже лет двадцать гордится тем, что выступает в школах и детсадах!

– Хочу сказать, что студенты факультета культуры и искусства УлГУ уже около 15 лет выступают с концертными программами в школах и детсадах, которые проходят без оплаты. Просто в программе вуза есть дисциплина – исполнительская практика. Филармония делает то же самое, только за деньги, получая их путем продажи абонемента. Чем гордиться?

Главная цель моего проекта – вернуть зрителей в концертные залы!

– Искусство – это храм, и когда звучит классическая музыка – не должно пахнуть пирожками. Ведь в школах и детсадах музыканты выступают либо в актовых залах, либо в школьных столовых…

– Да! А зачем идти в этот храм, если тебе все «принесли на дом»? Важна атмосфера, тогда души людей откликнутся. В беседе с учителями музыки стало ясно, что концерты для школьников должны взаимодействовать с обязательной школьной программой, быть продолжением темы уроков. Учителя готовы творчески подойти к этому вопросу и совместно разработать такие авторские программы. Но эти программы должны звучать в концертном зале. А пока получается – музыканты поиграли, собрали деньги, и все.

– Предвижу здесь возмущение некоторых ваших коллег… Но думаю, вы правы, поскольку, несмотря на школьные абонементы, публики на концертах классической музыки не прибавляется.

– На концертах в школах и детсадах дети получают впечатление о классической музыке этакими кусками. В результате складывается определенный иммунитет и на классику, и на народную музыку. Уверена, что и музыкантам эти выступления не приносят большого удовлетворения. Работая в актовых залах и столовых, исполнители теряют собственную значимость, творческий тонус. Снижается профессиональный уровень, адекватность собственной оценки. В филармонии включился механизм самоуничтожения.

– Что же делать?

– Создавать нормальные профессиональные условия. Я уже не говорю о восстановлении и ремонте здания, что очень важно не только для музыкантов и слушателей, но и для имиджа города и области, и прежде всего – для культурной столицы. Сегодня, при обилии телеканалов, люди могут получать удовольствие от классической музыки, не выходя из дома. Ради чего тратить время и деньги, чтобы услышать второсортный продукт? Кстати, когда в Хорватии Алексеев дирижирует в городе, где сто тысяч населения и концерты идут один за другим, – в зале аншлаг. Сколько ходят на симфонические концерты в нашем городе? Да, финансовое положение у многих неважное, да, загружены на работе. Но я вижу, прежде всего, иные причины. Потерялся интерес к профессиональной классической музыке – раз. Нужны новые формы работы со зрителем. Снизился уровень исполнительства – два. Зрители понимают, что, в принципе, их обманывают.

– Обманывают – в чем?

– Сегодня популярна такая точка зрения: достаточно организовать грамотный маркетинг, обернуть все в красивую упаковку – и залы заполнятся. Это ошибочно, применимо лишь к заезжим гастролерам, и то временно. Людям нужны не только громкие имена. Необходимо содержание и качество.

– В Доме музыки будет по-другому?

– Задача Дома музыки – грамотное планирование своей деятельности, изменение стиля работы, отношения к публике, к себе. Пока получается, что концерт гениального Малера нужен только самим музыкантам. Дом музыки – возрождение интереса к музыкальному наследию и воспитание музыкального эстетического вкуса в разных слоях населения; разработка ярких авторских программ, дающих ответы на поставленные жизнью острые вопросы и проблемы; это и синтез искусств. Репертуар должен стать альтернативой возникшего деструктивного направления в окружающей современности. Среда обитания очень важна. Да, многие получают информацию из Интернета. Но каждому нормальному человеку хочется общаться. Ведь не зря во всем мире есть клубы по интересам. Почему этой средой не может стать Дом музыки? Он может быть центром интеллектуальной мысли. Музыка проходит через всю нашу жизнь – в дни радости и горя. Критерий оценки у народа один: нравится или нет. Годами пускаемый под откос поезд все сложнее удерживать и вытаскивать.

– И здание филармонии съезжает по волжскому склону, и штукатурка на головы сыпется, и крыша протекает…

– Существовать и творить в невыносимых условиях невозможно. Создай такие условия, чтобы музыканты уважали себя, и они отдадут все, что получили на школьной скамье, в училище, консерватории. Ведь музыкант – одна из редких профессий, которой учатся почти два десятка лет.

– Говорят, что в симфоническом оркестре состарились инструменты, а новые не закупают…

– Знаете, я за то, чтобы у каждого инструмента был свой хозяин. А для этого музыкант должен вложить деньги в свой инструмент. Тогда он будет по- другому к нему относиться. Музыканты многих оркестров играют на собственных инструментах. Но это относится не ко всем инструментам – такие, к примеру, как ударные инструменты, арфа, обязательно необходимо приобретать.

– У вашего проекта есть оппоненты?

– Мне говорят: а как же экономические вопросы? Я предлагаю стратегию, где есть творческие задачи и задачи социально-экономические. Сейчас много иронизируют над идеей стать культурной столицей. Да, ее не просто принять. Но если укрепится сама мысль о том, что мы можем стать столицей, – уже хорошо. Важна мотивация.

– Пока я наблюдаю в ульяновской культуре только одну глобальную идею: ею должны руководить только первоклассные менеджеры. Все остальные идеи за этой как-то теряются.

– Понимание, куда плывет корабль, невозможно без функционального управления. Цель будет достигнута только при наличии идеи, творческого потенциала исполнителей, менеджмента.