Пока ульяновский губернатор Сергей Морозов участвует в открытии международного авиасалона Ле Бурже во Франции, французская компания Airbus сворачивает программу переделки пассажирских самолётов в Ульяновске. Руководство ульяновского филиала ОАО «Особые экономические зоны» срочно ищет замену, чтобы предотвратить урон от ухода инвестора.

О создании совместного с «Иркут» Европейско-российского предприятия Airbus Freighter Conversion (AFC) было объявлено еще в 2006 году. Изначально предполагалось, что размещенное на территории «Авиастар-СП» предприятие займется конвертацией пассажирских самолетов А320/А321 в грузовые. Стоимость переделки одного самолета более чем 4 млн долларов. Инженерное решение по конвертации и сертификации самолета должно было обойтись акционерам AFC в 60-65 млн долларов. Общий объем инвестиций оценивался в сумму 1,5 млрд рублей. Старт производства был запланирован на 2012 год. Уже даже был подписан договор с лизинговой компанией AerCap на переделку 30 лайнеров. Как вдруг, выяснилось, что спрос на пассажирские авиаперелеты вновь вырос и переделывать самолеты в грузовые стало не выгодно. Европейско-российское предприятие закрылось.

По заверениям руководства «Авиастара-СП», они не шибко расстроились, так как участие ульяновского предприятия было лишь в части предоставления площадей. Причем, полгода назад было принято решение о переносе проекта на территорию портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный». «Иркут» так же не переживают и продолжит сотрудничество с Airbus, правда, уже не в Ульяновске. Российский завод будет производить килевые балки, ниши передней стойки шасси, направляющие закрылков для А320. По информации производителей, уже сегодня каждый третий А320 имеет компоненты, сделанные на российских заводах.

Притом, что все делают вид «не больно-то и надо было», на самом деле совместное предприятие в Ульяновске было одним из немногих в России и на него возлагались большие планы. В том числе, это была прекрасная возможность для российских авиазаводов научиться работать по европейским стандартам. Компания «Волга-Днепр Текникс Ульяновск», которая так же является резидентом ПОЭЗ, теперь очевидно призадумается над своим проектом конвертации самолетов Boeing-747 в «грузовики». Ведь волгаднепровцы рассчитывали не только перенять опыт, но и снизить затраты за счет кооперации с предприятием AFC. В свою очередь население Ульяновска с уходом Airbus потеряло 370 высокооплачиваемых рабочих мест.

Тем временем губернатор Ульяновской области Сергей Морозов 21 июня отправился во Францию на открытие международного авиасалона в Ле Бурже. Там глава региона провел переговоры с руководством компании по выпуску авиационных двигателей «Мотор Сiч» (Украина), а также встретился представителями производителей самолётов авиации общего назначения и мотопланеров Diamond Aircraft Industries (Австрия). Суть переговоров сводится к одному – привлечь производства в ульяновскую ПОЭЗ. Однако найти замену на 1,5 млрд инвестиционных рублей будет очень не просто.