Отечественной войны посвящена выставка «Война глазами российских и немецких художников», открывшаяся 21 июня в Музее-мемориале В.И. Ленина.

Уникальность выставки в том, что впервые в Ульяновске и, вероятно, в России, экспонируются работы немецкого художника Ганса Лиски. Невероятна судьба этих альбомных листов с рисунками-репортажами эпизодов войны, созданных по ту сторону огня. Их музею в 1998 году подарила Наталья Мешалкина, внучка нашего земляка-художника Дмитрия Архангельского. Она рассказывала, что дедушка купил альбом в конце войны на одной из московских «толкучек».

Интересно, что подробности о Лиске сотрудникам музея помог узнать Гюнтер Крузе, троюродный племянник В.И. Ленина по материнской линиии ученый-генеалог из Германии, с которым музей давно сотрудничает. Крузе удалось отыскать вдову художника и его дочь, встретиться с ними.

Выяснилось, что Ганс Лиска – один из наиболее известных художников времен Второй мировой войны. Военнослужащий пропагандистской военной части, он на фронте с натуры рисовал гитлеровских солдат и офицеров, бои, военную технику. В 1944 году вышла его «Книга военных рисунков».

На зарисовках Лиски – типажи самоуверенных «истинных арийцев», рвущихся стать господами русской земли, мощная военная техника Германии, бои, военнопленные… Глядя на это, невольно возникает чувство гордости за наших, сумевших одолеть столь сильного врага.

Но при всей ангажированности автора, война показана им такой, как она есть, – кровавой, страшной, разрушительной, противоестественной для человека. Совсем другой Лиска-в пейзажах мирного времени, снимки которых можно видеть в экспозиции. В них гармонично сливаются природа и архитектура.

После войны при искоренении нацизма военные рисунки художника были уничтожены. Сам он прожил долгую и творчески плодотворную жизнь. Рисовал до конца своих дней в 1983 году.

Благодаря Крузе музей получил материалы еще об одном немецком художнике – Кристиане Модерзоне. Выпускник Мюнхенской академии художеств, он был отправлен на Восточный фронт, чтобы запечатлевать победы германской армии. Но Кристиан начал рисовал не сражения и храбрых соотечественников, а… русских крестьян. И это спасло ему жизнь. Под Сталинградом художник был тяжело ранен. Жители осажденного города могли убить его, но, увидев в его солдатской сумке зарисовки и портреты русских людей, пожалели и перевязали ему раны…

Потрясает репродукция рисунка Кристиана «Девочка с Дона»: глубокая печаль на нежном девичьем лице (иллюстрация крайняя справа). Нетрудно догадаться, о чем скорбит, прикрыв глаза, эта юная россиянка…

В своей книге «Воспоминания о России. Эскизы о войне 1941-1942 гг.» Модерзоне пишет: «… «Девочка с Дона» стала моим символом страны, в которой я, несмотря на войну и страдания по обе стороны, на себе испытал, что такое человечность и помощь».

А вот строки из письма Гюнте-ра Крузе: «Я знаю, что немецкие солдаты принесли в Вашу страну ужасное, даже сегодня трудно представляемое горе. Я чувствую небольшое утешение от того, что этот немецкий солдат Кристиан Модерзон (а с ним и другие) видел просторы Вашей страны, выжил и не потерял в этом ужасе человечность. Это другая сторона одной и той же войны, которую ГансЛиска должен был рисовать по приказу, в целях пропаганды».

Взгляд на войну с российской стороны на выставке представлен полотнами ульяновских живописцев и рисунками юных художников – победителей областного конкурса «Я только слышал о войне».

Материалы страницы подготовила Ирина Морозова