Виктория Чернышева

Очередные нарушения работы чиновников органов опеки выявила в ходе проверки прокуратура Ульяновской области. По мнению правоохранителей, ответственные за сохранение тайны усыновления лица халатно отнеслись к своим обязанностям и должны понести за это наказание.

Напомним, совсем недавно регион “прославился” громким делом: в заброшенном бывшем профучилище подростки обнаружили более несколько сотен личных дел усыновленных сирот. Документы попросту свалили в комнате. Со здания сняли охрану, оно пришло в негодность и стало местом обитания бомжей. Как выяснилось, более 800 дел сирот были утрачены – возможно, их сожгли зимой греющиеся в комнатах “постояльцы”. Не исключено, что часть документов попали в чужие руки – а это может грозить раскрытием тайны усыновления.

Громкий скандал завершился увольнением чиновников, признанных ответственными за случившееся. Кроме того, по двум статьям УК РФ: “Халатность” и “Разглашение тайны усыновления (удочерения)” было возбуждено уголовное дело. Однако, судя по всему, этот урок для чиновников прошел даром.

– Прокуратура выявила факты халатного отношения чиновников к хранению и формированию личных дел усыновленных и подопечных детей, а также другой конфиденциальной информации, – рассказал старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима. – Так, например, в Засвияжском секторе отдела опеки более 850 личных дел детей, хранились в помещении, не имеющем необходимого оборудования, и складировались на полу. 148 дел детей, усыновленных с 1986 по 2011 годы в Железнодорожном районе Ульяновска, не были прошиты и пронумерованы. В них не было необходимых описей, что могло привести к утрате содержимого дел. Такое отношение чиновников просто поражает: сироты и так обделены судьбой, и отношение к ним должно быть максимально внимательным.

Правоохранители выявили и другие нарушения, которые допустили органы опеки. В двух районах в личных делах сирот не было данных (копий паспортов, свидетельств о браке и так далее), которые предоставляли кандидаты в усыновители. В городе Новоульяновске отсутствовали подтверждающие документы о проведении чиновниками контрольного обследования условий жизни и воспитания детей. А в трех сельских районах специалисты опеки и попечительства не всегда выясняли сведения о том, проходили ли усыновленные сироты ежегодный медицинский осмотр.

Прокуратура региона внесла заместителю председателя областного правительства представление с требованием устранить нарушения и привлечь к ответственности виновных должностных лиц.

Кстати, подключившийся к расследованию утраты 800 дел сирот детский омбудсмен Павел Астахов заявил в своем твиттере, что “на время расследования уголовного дела в Ульяновске министр образования региона должна быть отстранена от исполнения служебных обязанностей”. Тогда ульяновские власти на этот шаг не пошли.