Виктор Никитин
Пожары в России 2010 года, площадь которых превысила 500 тысяч га, были отнесены к разряду природных катаклизмов национального масштаба. Может ли повториться подобное нынешним летом?
Минприроды региона отчитывается бодро: «Нами разработана ОЦП «Восстановление лесного фонда на территории Ульяновской области в 2011-2013 годах». Семенным и посадочным материалом для лесовосстановления наш регион обеспечен полностью». Далее следует пояснение, что из 4290 га полностью разработаны горельники (участки лесного фонда, погибшие от огня – авт.) в Барышском, Новочеремшанском, Павловском, Радищевском, Старомайнском, Сурском лесничествах. Хотя наибольшие их площади ещё предстоит разработать в Николаевском и Новоспасском районах. В общем, вся ликвидная древесина должна быть убрана в течение 2011 года.
Однако на майском заседании комитета ЗСО по аграрным вопросам, природопользованию, природным ресурсам и экологии без особой радости отмечалось, что из 4890 га (так сколько всё-таки – 4290 или 4890? – авт.) сгоревших лесных площадей восстановлено всего 846 га, а общая посадка лесных культур проведена на двух тысячах га (на 23 июня разработано 966 га горельников – авт.). Далее следовали ни к чему не обязывающие рекомендации «усилить», «активизировать», «наладить» …
Прокуратура далека от иллюзий
Перечень вскрытых в ходе прокурорской проверки нарушений она открывает тем фактом, что в рамках ОЦП «Охрана окружающей среды Ульяновской области на 2007-2013 годы» из регионального бюджета ведомству в 2011 году выделены 10 миллионов рублей на приобретение техники и средств пожаротушения. Однако до наступления пожароопасного периода в результате волокиты со стороны должностных лиц Министерства фактически было освоено менее десятой части ассигнований. Не приняты своевременно меры по перераспределению на иные цели средств экономии в сумме свыше одного миллиона рублей, оставшихся после заключения контракта на поставку портативных радиостанций. Не освоены более восьми миллионов рублей, предусмотренных в областном бюджете на закупку девяти малых патрульных комплексов на базе автомобилей УАЗ либо их аналогов. По инициативе Минприроды, как утверждает прокуратура, 15 апреля был проведён открытый аукцион на право заключения госконтракта на поставку данной техники, который, однако, был признан несостоявшимся. Не используя все возможности, чиновники допустили откровенную волокиту при повторном размещении госзаказа, начав соответствующую процедуру лишь спустя месяц.
Проверяющие установили, что расположенные в лесах пожарно-химические станции не укомплектованы в полном объёме средствами тушения, инвентарём и оборудованием. Более того, ведомством не проводился надлежащий контроль над исполнением условий госконтрактов на поставку оборудования для тушения пожаров. В частности, несмотря на значительные нарушения ООО «Лесхозснаб» и «Техника» сроков поставки противопожарных установок высокого давления, ранцевых опрыскивателей и мотопомп, меры по взысканию с поставщиков штрафных санкций не принимались. Нарушения устранены лишь в ходе прокурорской проверки.
Именно «по милости» Минприроды ООО «Феникс», «Лес-Н», Ассоциация кузоватовских лесопромышленников, Шарловский леспромхоз, Сенгилеевский, Старокулаткинский и Вешкаймский лесхозы избежали административной ответственности. Хотя грубо нарушили Правила противопожарной безопасности: не обеспечили наличие дежурных лесопатрульных машин, напорных пожарных рукавов, зажигательных аппаратов, ранцевых огнетушителей …
Всё кончилось тем, что прокурор области внёс министру лесного хозяйства, природопользования и экологии представление.
Ответ из Минприроды
Из ответа Минприроды следовало, что в соответствии с планом мероприятий по противопожарной безопасности в лесах региона на 2011-2012 годы ведомством заключены соглашения по тушению лесных пожаров на пограничных территориях с Чувашией, Татарстаном, Пензенской, Саратовской, Самарской областями, с Главным управлением МЧС по Ульяновской области.
В свою очередь лесничествами предоставлены списки телефонов, добровольных пожарных дружин, маршруты и графики патрулирования, перечень водоёмов с оборудованными подъездами. Обнаружение пожаров будет вестись с 28 пожарно-наблюдательных вышек, с 21 пожарно-наблюдательного пункта, а также мобильными группами.
Ну, а далее следует благодарение небесам: дождливая погода, в отличие от прошлого года, не даёт разгуляться «красному петушку». В лесах области произошло 16 пожаров на площади чуть более 15 га. На землях бывших сельхозугодий (есть у нас всё-таки «ничейные» заброшенные земли – авт.) почти на 41 га было 18 возгораний. Самый большой пожар произошел 28 апреля возле села Ивановка Старомайнского района, где на 150 га горела трава. За последние 10 лет мы имеем самый низкий показатель возгораний. И то сказать, первый лесной пожар в нынешнем году случился девятого мая. Тогда как обычно такая напасть случается уже во второй половине апреля. Погода встала на нашу сторону: долго сходил снег, не было особого тепла, а потом зарядили дожди. Опять же, Минприроды, при некоторой поддержке МЧС, сумело задействовать в тушении лесных пожаров нынешнего года, правда, не самых пока сильных, 280 человек и 80 единиц техники. Хотя, как видим, сказанного и сделанного для ответа на претензии прокуратуры явно недостаточно.
Винить во всех ошибках и просчётах только Минприроды, полагаю, несправедливо. Лесные пожары наша общая беда. Нормативно-правовая база? Это хорошо, особенно для чиновника: для него нет прочнее бумажного щита. Оглянемся вокруг себя. Никуда не делись тлеющие торфяники, о которых почему-то никто не хочет говорить. Сколько разобрано лесных завалов, можно судить по приведённым сегодня цифрам. Кто мне скажет, есть ли у нас система раннего оповещения о пожарах? Отлажен ли спутниковый мониторинг лесов? Какая реальная польза от изменений и дополнений, внесённых в Лесной кодекс? Вопросы, вопросы, вопросы … Нет только одного: чёткого и обоснованного ответа. И пока его не будет, говорить о том, что проблема решена, преждевременно.