Вчера исполнилось 90 лет Елизавете Алексеевне Фурашовой. Когда 66 лет назад она заканчивала Воронежский мединститут, выпускникам присваивали звание зауряд-врачей. Но всей своей жизнью, работой, судьбой пациентов Елизавета Алексеевна доказала, что она незаурядный человек, незаурядная женщина, незаурядный доктор.
Вы представили себе морщинистую немощную старушку? Не тот случай! Фурашова, как всегда, статная, красивая, ухоженная женщина, со вкусом одетая. Но самое главное – не в этом. Главное в том, что она всегда, каждую минуту готова прийти на помощь, она не жалеет времени, выслушивая каждого больного по часу и предлагая в каждом конкретном случае точное, выверенное, иногда нестандартное решение. И помогает, помогает…
«Я постаралась в полной мере воспринять уроки Ольги Ивановны (Смоленской, заведующей нервным отделением областной больницы в послевоенные годы. – Ред.) о том, с каким вниманием, с каким уважением нужно относиться к каждому больному. Пациент ведь не понимает, как ты его лечишь, он видит, насколько сочувственно ты к нему относишься, как понимаешь его страдания. Все это имеет очень большое значение», – написала Елизавета Алексеевна в книге воспоминаний «Все, чем с тобой мы дорожили…», которая вышла в начале этого года. Геннадий Демочкин, автор Библиотеки «Антология жизни», в рамках которой и появилась публикация, в предисловии предложил воспринимать ее так: «Это книга о том, как люди достойно прожили и проживают свою жизнь – невзирая на то, какая на дворе стоит эпоха».
Книга действительно изумительная. Делалась она, наверное, для «внутреннего пользования», для семьи. Но получился роман о трудной, но счастливой жизни. О главе семьи Владимире Афанасьевиче Фурашо-ве, фронтовике, чудом спасшемся, а потом долгие годы возглавлявшем лор-отделение Ульяновской обл-больницы. О самой Елизавете Алексеевне, работавшей там же заведующей неврологическим отделением. О трогательной истории их любви («Судьба вела меня», – говорит Елизавета Алексеевна). Они писали друг другу письма, жили рядом – и писали, рассказывая о своих чувствах, пожеланиях. Читать их трогательно до слез. Такой там накал чувств, такая искренность и нежность. Они вырастили троих замечательных сыновей (из них двое – тоже стали докторами), и Владимир Афанасьевич не дожил чуть-чуть до их золотой свадьбы, которую хотели устроить дети.
Они много и успешно работали, он – оперировал, она была всегда в курсе всех открытий, новшеств в области неврологии. Прочитала о новой парадоксальной методике лечения радикулита льдом – успешно применила ее в своем отделении. К врачу-неврологу везут и с инсультом, и с остеохондрозом. Фурашова всегда давала надежду, говорила: поможем, выходим, и – выхаживала своих больных, не уходила из клиники, если встречался тяжелый случай. Кажется, такая выучка осталась только у старых врачей.
«Великая женщина, эта Елизавета», – как-то сказал о Фурашовой ее больной, которого она буквально вытащила с того света.
«Наблюдая за этой женщиной, диву даешься, как может она все это делать: и с пациентами поговорить, и с врачами-коллегами обсудить неотложные вопросы, и медсестрам ласковых и теплых слов наговорить», – рассказывает о Фурашовой доктор Геннадий Васильевич Мартынов. Еще хочется добавить – и студентам-медикам УлГУ передать свой опыт.
«Длинная у меня получилась жизнь. Было много энергии, хотелось до краев наполнить каждый день делами, как можно больше успеть, – начинает Елизавета Алексеевна рассказ о своей жизни в книге. – Трудились, любили, растили детей, занимались общественной работой, общались с друзьями, ходили в театры и на концерты. Все это, наверное, и называется счастье. В то же время было много переживаний. И сейчас душа не спокойна за детей и за всех близких, хотя я уже и прабабушка. Продолжаю трудиться. Только работа держит в тонусе. Если бы это была нелюбимая работа, я бы ее давно бросила. Но нет, моя работа мне нравится, я ею дорожу, я получаю от нее удовольствие. Это меня и держит. Наверное, поэтому я долго живу на свете и долго работаю».
Держит, наверняка, еще и любовь и уважение всего огромного клана Фурашовых, который она возглавляет. Держит и благодарность тысяч пациентов, которых она поставила на ноги, которых не только лечила, но которым в силу редких своих душевных качеств сочувствовала и сопереживала.
Здоровья Вам, доктор!
Лилия Гребенскова