Виктор Никитин

Выступая на межрегиональной конференции, которая прошла в Ульяновске в рамках Поволжской экологической недели, губернатор Сергей Морозов говорил о необходимости утилизации твердых бытовых отходов, пестицидов и ядохимикатов. Но при этом ни словом не обмолвился о биотермических ямах и скотомогильниках. Между тем ситуация с их содержанием вызывает тревогу.

Хорошо помню заседание Президиума губернаторского Совета, проходившее в Старой Майне 16 мая 2008 года. На нём рассматривался вопрос о содержании биотермических ям и скотомогильников на территории региона. А министр сельского хозяйства области Александр Якунин поведал, что для обеспечения безопасности 39 сибиреязвенных захоронений и 245 мест утилизации биоотходов Управлением ветеринарии разработаны соответствующие программы. Планируется закупка специализированных печей для 21 района и трёх городских округов. Мероприятия по восстановлению и содержанию мест захоронений и утилизации биоотходов в муниципальных образованиях были предусмотрены на ближайшие два года.

Тогда контроль над реализацией мероприятий губернатор возложил на Александра Якунина, главу Минприроды Вячеслава Кублика и министра региональной политики Виктора Корнева. Он заявил: «Эти люди будут нести персональную ответственность за решение затянувшейся проблемы». А для скорейшего её решения поручил выделить из областного бюджета 25 миллионов рублей. «Люди ответили». Якунин стал первым заместителем председателя правительства области. Корнев так глубоко ушёл в тень, что его не видно и не слышно. Кублик ходит под статьёй Уголовного кодекса, правда, не за скотомогильники. Ничем особым не проявили себя и районы. И уже в феврале с 2009 года органы прокуратуры направили в суды Радищевского, Новоспасского, Цильнинского районов исковые заявления о понуждении их к принятию скотомогильников в муниципальную собственность. И что же?

Все дело в деньгах?

Упомянутые нами программы, разработанные Департаментом ветеринарии, были изначально обречены на неуспех. Причина лежит на поверхности. Из расчётных 50 миллионов рублей на развитие Госветслужбы в 2009 году область заложила в бюджет … 21 миллион рублей, то есть более чем в два раза меньше.

Уменьшение объёмов финансирования из областного бюджета в 2009 году очень больно ударило по планам оснащения материально-технической базы ветучреждений региона, конкретно, приобретению приборов и оборудования для совершенствования диагностики и предупреждения заболеваний, обеспечения районов дезинфекционными установками.

Более того, районы, цитируем один из отчётов Департамента ветеринарии, «в связи с уменьшением объёмов субсидий», смогли закупить из 12 инсинераторов (трупосжигательных печей – авт.) всего два. Не имея достаточных средств, они не сумели (или не захотели? – авт.) произвести оплату услуг на оформление земельно-правовых документов. Это, в свою очередь, привело к срыву всех сроков по консервации сибиреязвенных скотомогильников.

Если кто-то думает, что ситуацию удалось выправить в 2010 году, тот глубоко ошибается: цепная реакция оказалась более прочной, чем это можно было предполагать. В октябре прошлого года специалисты отдела Госветнадзора совместно с представителями областной прокуратуры провели проверку в регионе на предмет соблюдения ветсантребований при утилизации биоотходов. Так вот, из 17 проверенных скотомогильников 16 не соответствовали предъявляемым требованиям …

Бесхозные скотомогильники

Год нынешний и вовсе выбивается из общего ряда. В большинстве МО состояние скотомогильников оставляет желать лучшего: территория их не огорожена, отсутствуют обваловка, переходные мосты и люки, осыпались траншеи. А прокуратура Чердаклинского района так и вовсе «взорвала бомбу» по результатам очередной проверки. Здесь, как выяснилось, пять сибиреязвенных захоронений, находящихся возле сёл Татарский Калмаюр, Красный Яр, Енганаево не отвечают требованиям санитарно – эпидемиологических правил. Более того, эти источники повышенной опасности являются … бесхозными. История повторяется. 10 скотомогильников, расположенных на территории Бряндинского, Калмаюрского, Красноярского и Богдашкинского поселений не имеют навесов, сплошного забора высотой более двух метров, валов и траншей. На эти объекты отсутствуют санэпидзаключения.

Прокуратуре Чердаклинского района в этой ситуации оставалось одно: направить в суд исковое заявление с целью обязать региональное правительство принять меры к постановке на учёт сразу 15 скотомогильников, обустроив их согласно требованиям ветсанправил.

Тем временем Госветслужба сообщает, что проверено шесть свиноводческих хозяйств области. На пяти из них выявлены нарушения всех мыслимых правил содержания животных.

Нет порядка в части биоотходов в КФХ «Надежда» Карсунского, КФХ «Баракат» Радищевского, ООО «Лесное» Николаевского районов.

В пяти из 13 проверенных ЛПХ не оборудованы места для убоя животных, нет договоров на вывоз биоотходов.

Поступали жалобы от Управления Росприроднадзора по Ульяновской области. Достаточно вспомнить ситуацию в КСК «Фаворит», когда падшего жеребца не пустили на утилизацию, а выставили на всеобщее обозрение.

Не молчит Управление Россельхознадзора по Ульяновской области. С начала года в это ведомство поступило 10 жалоб от граждан и глав МО. Семь из них – в отношении физических и юридических лиц, грубо нарушающих правила убоя животных и утилизации биоотходов. Нарушителей привлекают к ответственности, выдают предписания, штрафуют. Как это было совсем недавно с хозяйствами «Возрождение» Сенгилеевского» и «Северное» Цильнинского районов.

Тем не менее, мы, скорей всего, имеем дело всего лишь с верхушкой айсберга. Сказать точно, сколько на самом деле в области происходит нарушений, сегодня не берётся никто. На вопрос о том, будет ли находить проблема своё решение, власти всех уровней отвечают гробовым молчанием. Для них это давно и привычно стало надёжным способом защиты.