На июльском заседании Законодательного Собрания Ульяновской области, при небольшом интересе со стороны депутатов и СМИ, был принят закон Ульяновской области с размытым названием «О территориальных избирательных комиссиях Ульяновской области». Внимательное изучение данного документа вызывает ряд вопросов.
Излагаю все по порядку. По старым правилам председатели территориальных избирательных комиссий в районах области и сотрудники их аппарата содержались за счет соответствующих районных бюджетов. Подобные штатные должности в территориальных городских избирательных комиссиях вводились вообще лишь на период выборов.
В соответствии с новым, принятым законом, каждая территориальная избирательная комиссия будет действовать на постоянной основе, являясь государственным органом Ульяновской области. Проще говоря, выстраивается четкая вертикаль в избирательной системе, где нижестоящая комиссия (территориальная) подчиняется вышестоящей (областной).
В продолжение политики «вертикализации», в Законодательное Собрание на настоящий момент внесен законопроект о соответствующих преференциях для председателей территориальных избирательных комиссий. В соответствии с ним, председателю, независимо от наличия выборов на территории соответствующей комиссии, устанавливается регулярно индексируемая зарплата (на настоящий момент 20 тыс. рублей в месяц). Более того, он должен стать лицом, замещающим государственную должность и, следовательно, по уровню социальных гарантий приравниваться к членам Правительства, депутатам Законодательного Собрания, работающим на постоянной основе, членам областной избирательной комиссии. А это и служебный автотранспорт, и медицинское обслуживание, и выплаты к отпуску, и специальная пенсия и т.д.
Вместо того чтобы минимизировать льготы и ограничивать число их получателей в качестве лиц, замещающих государственные должности, областное правительство легко соглашается на дополнительные расходы более 12 млн. руб. в год, дает добро на введение когорты (около 40 человек) новых высокопоставленных «льготников».
Почему это происходит? На ум сразу приходит известное изречение: «неважно как проголосуют – главное как посчитают». А в условиях жесткой вертикали и подчиненности, в условиях достаточно «сладкой» жизни, вновь назначенные председатели будут стараться изо всех сил, выполняя установки… Конечно, все это лишь домыслы, однако если потенциальная возможность существует, если институт общественного контроля несовершенен – почему бы и не выслужиться? По этой части нашим чиновникам равных нет.
Что же касается здравого смысла, который должен быть в основе указанных законодательных преобразований, то я его так и не обнаружил. Доводы о чрезвычайной важности именно штатной должности, о необыкновенной загруженности даже вне выборного периода, о необходимости постоянного мониторинга и контроля за соответствующим контингентом избирателей, о просветительской работе, которую надо вести среди населения и т. п., лично меня не убедили. Соответствующие комиссии в городе никогда не работали на постоянной, штатной основе и я, будучи избранным лицом и избирателем, каких либо провалов в их работе припомнить, не могу.