На борту во время крушения теплохода находились ульяновцы.
В минувшее воскресенье за считанные минуты ушел под воду круизный лайнер «Булгария». Трагедия произошла в районе деревни Сюкеево Камско-Устьинского муниципального района республики Татарстан. Это в 70 км от Старой Майны Ульяновской области. На борту, пока по предварительным данным, находились 208 человек. Спасены 77 человек. 57 погибли. Остальные числятся пропавшими без вести…
«Круиз на теплоходе «Булгария» – незабываемые впечатления!» – гласили рекламные объявления…
Поездка для тех, кто хочет интересно провести выходные, отлично подойдет речной круиз «Казань –
Болгар – Казань». Посещение средневековой столицы Волжской Булгарии позволит приобщиться к истории, насладиться памятниками средневековой архитектуры и отдохнуть от городской суеты. Путешествие – на круизном лайнере «Булгария».
К услугам отдыхающих 1,2,3,4-х местные каюты с частичными удобствами. На борту теплохода – 2 салон-ресторана, 2 бара, музыкальный салон, солярий, детская комната.
Маршрут следования:
Казань – Болгар – Казань
Дата отправления – 9 июля
Дата прибытия – 10 июля
Цена – от 1250 руб.
Теплоход затонул в «гиблом месте»
10 июля теплоход «Булгария» направлялся из г. Болгар обратно в Казань. На борту теплохода находилось 208 человек, из них 170 пассажиров, 22 члена экипажа, 12 работников ресторана и 4 аниматора. Все занимались своими делами, кто-то спал в каюте, кто-то был в баре, детей пригласили в игровой зал — там их развлекали веселые клоуны…
Синоптики не объявляли штормового предупреждения, однако перед трагедией погодные условия на Куйбышевском водохранилище резко ухудшились. Поднялся шквалистый ветер и сильные волны.
…Теплоход «Булгария» накренился на правый бок и резко пошел ко дну… В 14.00 в ЦУКС Главного управления МЧС России по РТ от диспетчера движения Казанского водного пути поступило сообщение от капитана проходившего теплохода о том, что у деревни Сюкеево Камско-Устьинского муниципального района потерпел бедствие и затонул прогулочный теплоход «Булгария»…
Трагедия произошла в самом известном «гиблом» месте Куйбышевского водохранилища, так называют этот речной участок матросы. Сильный ветер и мощное течение значительно осложняют судоходство в этом районе.
Теплоход – пенсионер
Двухпалубный речной теплоход «Булгария» проекта 785 был построен в Чехословакии в 1955 г. Всего было построено 36 подобных судов. «Булгария» до февраля 2010 года называлась «Украина». Согласно последним техническим проверкам, он отвечает всем требованиям безопасности судоходства.
Очевидцы
Чудом спасшиеся пассажиры рассказали подробности крушения.
– Команда сообщила нам, что надо эвакуироваться. Корабль накренился на один из бортов и стал черпать воду открытыми иллюминаторами и бортом. Первой жертвой стала женщина, которая с палубы упала в воду, когда корабль тряхануло в первый раз. Ее тут же затянуло под корму….
У пассажиров было очень мало времени на спасение. Всего 8 минут и теплоход «Булгария» окончательно погрузился в воды Волги.
Как говорят спасшиеся пассажиры, все произошло внезапно. Никакой паники на борту не было. «Просто шел теплоход и
перевернулся».
Герои-спасатели
Первым пришел на помощь теплоход «Арабелла», следовавший также из Болгара. В спасении пассажиров принимали участие и команда, и пассажиры. Когда потерпевших крушение подняли на борт, они рассказали, что до «Арабеллы» мимо них прошли еще два корабля с отдыхающими… Несмотря на крики пострадавших и то, что вокруг них плавали обломки утонувшего судна, лайнеры даже не сбавили ход и проследовали своим курсом, а пассажиры снимали тонущих людей на мобильные телефоны.
Пассажирка «Арабеллы» рассказывала о спасенном мальчике, которого буквально вытолкнул на спасательный плот мужчина. Мама и бабушка мальчика спастись не смогли. Его спаситель успел помочь еще одной женщине, но в этой трагедии не смог спасти свою жену, находившуюся на 5-м месяце беременности.
Еще один мужчина лишился сразу всей своей семьи. Как только прозвучало предупреждение капитана теплохода «Булгария» о необходимости эвакуации, его беременная жена бросилась в каюту за вещами, мужчина не успел ее задержать, и ему оставалось только, схватив малолетнего сына, броситься в воду. В холодной воде он не смог долго удерживать ребенка на себе, руки заледенели, и малыш ушел под воду…
Вообще, по словам пассажиров, экипаж теплохода «Арабелла» сработал профессионально и оперативно. Сделав несколько заходов на шлюпах, они спасли всех видневшихся на поверхности воды людей, многие из которых были не на плотах, а в воде, держались за баки или были в спасательных жилетах.
Вся Казань собралась на пристани
Казань, речной порт
20.08. Собралось уже больше сотни родственников пострадавших, информации о спасенных и погибших никакой… Начинается паника.
20.50 В порт заходит теплоход «Арабелла». 77 спасенных на борту. Полицейский в мегафон выкрикивает фамилии, родственники бегут встречать выживших в катастрофе. Но слезы радости от известия, что родной человек жив, порой сменялись рыданиями от известий о погибших близких.
Рассказы спасшихся пассажиров
Один из спасенных пассажиров с теплохода «Булгария» заявил журналистам в речном порту Казани, что в ходе трагедии погибло много детей. По его словам, буквально за несколько минут до трагедии в детскую комнату на второй палубе на корме собрали детей, около 30 человек, чтобы поиграть.
«Спасенные сообщили, что все произошло так быстро, что не успели спустить спасательные шлюпки, спустили только два надувных плота. Многие прыгали просто в воду. Из трюмовых кают, боюсь, мало кто спасся», – рассказала Светлана Алексеева – аниматор теплохода «Арабелла».
Ульяновцы также были на борту
Как сообщили в Ульяновском областном управлении МЧС России, в списке спасшихся затонувшего теплохода «Булгария» числятся пятеро ульяновцев: все члены экипажа. Среди них:
Алиева Руфина Вильсуровна 1983 г. р. (кухонный работник)
Гарифулин Артур Рафаэльевич 1986 г.р. (моторист)
Комаров Павел Вячеславович 1994 г.р. (матрос)
Комарова Татьяна Александровна 1974 г.р. (проводник)
Шкалов Александр Викторович, 1967 г.р. (моторист)
Еще как минимум двое ульяновцев – числятся в списках пропавших без вести.
52-летний преподаватель истории УлГУ Алексей Игоревич Стеценко и его 51-летняя супруга Людмила Олеговна Буторина отправились на отдых в Татарстан. Целью поездки было посещение города Болгар, интересный двум ученым-историкам с профессиональной точки зрения.
Родственники даже не знали название теплохода, на котором поплыли Алексей и Людмила.
В первых сообщениях МЧС Татарстана супруги числились спасенными. Позже выяснилось, что супруги не числятся ни в списка живых, ни в списках погибших. Сейчас в Казани уже находится дочь – Анастасия. Пока известно лишь то, что на данный момент наши земляки числятся пропавшими без вести.
Теплоход «Булгария» вышел в круиз неисправным!
Причины кораблекрушения устанавливаются. Среди возможных называются техническая неисправность теплохода, его перегруженность, плохие погодные условия.
Версия, в пользу которой пока говорят имеющиеся факты и слова очевидцев, – техническая неисправность «Булгарии». Как говорится в сообщении Приволжского управления Следственного комитета на транспорте, теплоход вышел в рейс из Казани, несмотря на неисправность главного левого двигателя. Кроме того, как сказано в сообщении, при выходе 10 июня из Болгар у теплохода имелся правый крен. Это могло быть следствием, например, того, что не были освобождены канализационные емкости. Возможно, топливо было только в правом баке.
В прессе и блогах появилось немало свидетельств того, что судно имело технические неисправности и ранее. Одни рассказывали, что теплоход однажды из-за сильной качки чуть не перевернулся. В августе прошлого года на рейсе Казань – Самара пассажиры «Булгарии» позвонили в службу спасения и сообщили, что в течение нескольких часов на борту не было света и воды, были забиты санузлы. Пассажиры, которые плавали на «Булгарии» уже в июле, рассказывали, что за время рейса трижды глох двигатель.
Вместе с тем, как указано в сообщении Минтранса, очередное освидетельствование теплохода было проведено 15 июня 2011 года, техническое состояние судна признали годным.
По словам начальника приволжского регионального центра МЧС Игоря Паньшина, судно могло перевернуть боковой волной. Другие специалисты предполагают, что одной из причин катастрофы могло стать то, что через открытые иллюминаторы в судно заливалась вода.
Возможно, к катастрофе привело совпадение нескольких обстоятельств. По словам очевидцев, в момент крушения была гроза и сильный ветер (однако шторма не было). Среди возможных причин называют и возраст теплохода – его построили 56 лет назад. Правоохранительные органы уже провели выемки документации у субарендатора судна – ООО «Аргоречтур», а также у владельца – ОАО Судоходная компания «Камское речное пароходство» и арендатора – ООО «Бриз». Как выяснилось, «Булгария» вышла в круиз без лицензии.
Крупнейшая катастрофа за четверть века
Тело первой погибшей было обнаружено вечером того же дня. К вечеру понедельника спасатели подняли с борта теплохода еще 72 тела. Всего водолазы насчитали на борту «Булгарии», затонувшей на глубине около 20 метров, 110 тел. Число погибших пока неизвестно, поиски продолжаются, однако по количеству жертв эта катастрофа уже стала крупнейшей в истории российского пассажирского флота за четверть века.
Поисковая операция продолжается. Она затруднена из-за сильного ветра. Извлечь тела погибших с теплохода также непросто.
Затонувший теплоход решено поднять на поверхность. Одновременно будут продолжаться поисково-спасательные работы.
12 июля в России стал днем
траура.