По некоторым сметам программы «Наш уютный двор» стоимость некоторых работ завышена и в них включены ненужные работы…

По муниципальной программе «Наш уютный двор», рассчитанной до 2015 года, за счет городского бюджета планировалось благоустроить 250 дворов (по 50 – в год, на сумму 500 миллионов). В марте этого года вышло правительственное постановление №139. В соответствии с документом из федерального бюджета выделено 22,6 миллиарда рублей на ремонт дворовых территорий и проездов к ним в областных центра России. Ульяновску досталось 312 миллионов. Пришло время ремонта, и появились проблемы…

В последнее время стала популярной тема контроля деятельности власти. То блоггерам предлагают побыть чуть ли не сутки с губернатором, то с чиновником мэрии: [info]doktorhaus «Снова про мэрию, приглашают контролировать»

Вот и из свеженького: [info]pinkov «Прогулка с блогерами»

Еще одно модное предвыборное поветрие – суета вокруг «Народного бюджета». Кроме конечной и главной цели – бесплатного пиара, лично я ничего в этих мероприятиях пока не вижу…

Конечно, в любом пессимистичном заключении есть доля оптимистичного. И наоборот. Как посмотреть. Все зависит от широты взглядов ))

И глубины понимания.

Все сегодняшние разговоры о контроле я считаю ни чем иным как подменой контроля наблюдением.

Созерцание, наблюдение – не есть понимание содержания наблюдаемого процесса. Контролировать можно только то, что знаешь.

А как узнать – это уже второй вопрос. Вот, например, хочу я узнать и понять принципы формирования и расходования бюджета. Почему?

Во-первых, в этом виноват один из заместителей Шаманова. Будучи главредом «Народной газеты», пришел я в кабинет к этому заместителю (кроме меня там было еще несколько крупных чиновников). Человек он – с хорошо начиненными и устроенными мозгами. Что, впрочем, не мешало ему быть веселым циником, интриганом и где-то аферистом. «Нас обвиняют, что мы пи..м из бюджета. Мы годик с ним (с бюджетом – Г. А.) поработаем, а потом так спи…м, что никто и не заметит!», – сказал этот заместитель. Фразу я запомнил не потому что, меня шокировал цинизм и самоуверенность зама. А потому, что речь шла о «механизмах», действующих, я уверен, до сих пор. Так что, чтобы контролировать, нужно знать устройство механизма, а не рассуждать о конечных цифрах

Во-вторых, опыт депутатской работы. Отсутствие ответов на многие вопросов. Например, один из самых популярных сегодня: «Почему на бордюры денег хватает, а на ремонт дорог, школ, зарплату врачам и учителям – нет». Это так, на поверхности…

В общем, для начала решил я найти знакомых «аборигенов» из мэрии. Нашел, спрашиваю одного из первых замов горисполкома (в то время мэрия именно так называлась): «Как формируется и расходуется бюджет? По каким принципам, каков механизм?». Удивленно вскинув брови, бывший зам ответил: «Ты чего захотел! Да ты кто? Всего лишь депутат?! Мне, первому заму (!) не показывали, как распределяется и расходуется бюджет!!»

Если вам эти примеры покажутся байками, тогда попробуйте ответить на такие, например, вопросы: в каком году отремонтируют раздолбанные дорогу и тротуар около вашего дома и сколько тысяч запланировано на ремонт; когда и за какие деньги восстановят освещение на вашей улице; когда и за сколько отремонтируют фасад вашего дома; почем будет стоить ремонт дороги около вашей остановки и когда, наконец, исчезнет лужа, в которой постоянно останавливается маршрутка; когда с вас, родителей перестанут вытягивать на содержание детсада и школы? Достаточно?

Если вас ответы на эти вопросы не интересуют, дальше можете не читать…

Я же сейчас самообразовываюсь )), то есть изучаю материалы по бюджетированию, ориентированному на результат.

Контроль. Если успеете…

В прошлом году мой помощник и я разве что не жили во дворе Новосондецкого16 и 18 на ремонте двора. Двор ремонтировали по программе «Наш уютный двор» – меняли асфальт и бордюры, пилили деревья и высаживали кусты и цветы. Мы подсчитали все деревья указанного в смете диаметра, промеряли длину заменяемого бордюра, площадь нового асфальта, попытались измерить площадь нового газона… Да толку (о качестве работ сейчас говорить не буду.). Справиться смогли только с доказательством площади асфальты и длины бордюра (они были меньше указанного в смете). Объем спиленных стволов и веток подрядчики определяли на глаз: по объему тракторной тележки. И плевать на то, что трактор возил, в основном, воздух… Процент приживаемости кустарника никого не интересовал вообще. То, что по-дурацки и не к месту разбитые клумбы и газоны вытопчут через месяц, а после весны от них и воспоминаний не останется – никто слушать не хотел: в смете написано – «клумба» площадью десять квадратных метров! А за спиной у подрядчиков стоять – никакого времени не хватит. Тем более что работали разные бригады и набегами, могли по нескольку дней не появляться. В общем, не стали мы им акт подписывать на 100% выполнения работ. На больше чем 100 тысяч в этом году будут доделывать…

Скажите точно: скоко дошло до дома

2010 год…

На одном и заседаний заседании думы я спросил председателя счетно-контрольной палаты УГД Александра Бармина: если ли сведения – как распределились в 2010 году деньги по 185-у федеральному? Сколько из предназначенных по смете рублей дошло до конкретного дома, сколько при этом «прилипло» к генподрядчику, сколько осталось у субподрядчика (иногда – у нескольких). Надеюсь, вы понимаете, почему меня это интересовало?

НЕТ такой информации, – ответил Бармин. Поскольку деньги федеральные, а контролирующие и проверяющие органы города, субъекта и центра наделены разными полномочиями в зависимости от источника финансирования.

В такой ситуации вряд ли до дома дошли все запланированные по смете деньги. Если, конечно, смета не была раздута с учетом откатов. В любом случае, с такой системой контроля бабки тырить удобнее.

2011 год…

О том, что двор Сурова, 9 включен в программу «Наш уютный двор», старшая этого дома узнала недавно. Причем, узнала с «отягчающими» обстоятельствами: ей предложили провести в доме общее собрание для утверждения жителями проектно-сметной документации – ПСД. Дело в том, что, начав работу, субподрядчики столкнулись с недовольством жителей видами работ, включенными в ПСД. И тогда для «подстраховки» было решено провести во всех домах общие собрания.

Смету ремонта и схему (с указанием существующих и проектируемых проездов, тротуаров) в комитете ЖКХ старшей дома предоставили совсем не с первой попытки.

Сумма ремонта – полтора миллиона. На схеме обозначен как «проектируемый» давно существующий (!) проезд вдоль школьного забора (школа №72). Вся площадь внутридворовой дороги помечена как «ремонтируемая», в двух местах планируется небольшое расширение под стоянку авто. Плюс обустройство большого заездного кармана в сторону школы искусств и ремонт проездов вокруг школы

Реально же в ремонте нуждается тротуар и проезжая часть вдоль двух подъездов (длиной около 50 метров). А включение в ремонт территории вокруг школы, пусть и рядом расположенной, – это нарушение, нецелевое расходование федеральных средств…

Впрочем, история с Сурова, 9 гораздо длиннее.

Адрес дома был дополнительно включен в перечень муниципальной программы предположительно по распоряжению мэра. Истинная причина включения до сих пор неизвестна.

Первоначально во двор, находящийся в хорошем состоянии (за исключением двух упомянутых подъездов), планировалось «закопать» 3 млн. 91 тыс. руб. Смета была выставлена на торги и успешно проторгована. Уменьшилась вдвое она недавно лишь после нескольких совещаний в думе, комитете ЖКХ и моих письменных запросов – указать причину включение двора в перечень ремонта 2011 и обосновать объемы работ.

История еще не закончилась…

«Капитальный» ремонт или ремонт?

В перечень ремонта-2011 не попали многие дворы, включенные в муниципальную программу «Наш уютный двор» на 2011-2015 годы. Комитета ЖКХ аргументировал свое решение тем, что постановлением правительства деньги даются только на капитальный ремонт. Лукавство. Нет такого ограничения в постановлении №139 от 3 марта 2011 года. Если и есть упоминание слова «капитальный» в этом документе, то обязательно в сочетании: «капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов». В любом случае, Сурова, 9 в капитальном ремонте никак не нуждается.

Конечно, в ремонт попали и дворы, ремонт которым необходим уже несколько лет, с абсолютно убитыми тротуарами и дорогами. Но есть и такие, которые исключили из первоначального перечня, хотя они находятся в более убогом состоянии, чем запланированные к ремонту.

«Все всё знают…»

Про откаты по 185-у все знают. Про сговор на торгах и 10% откатов фиктивным участникам – знают. Про откаты с любого федерального финансирования – знают. Ни одного уголовного дела, правда, но ВСЕ ВСЁ ЗНАЮТ! Даже про сегодняшний «уютный двор», опять же, знают, и называют проценты «за вход» на субподряд.

Знающие люди подтвердили: в некоторых сметах по дворам стоимость работ завышена и в них включены ненужные работы. На Сурова, 9 я в этом убедился лично. Дает ли мне этот факт право думать, что так обстоят дела с остальными, почти сотней адресов?

Возвращаясь к началу, про пессимизм и оптимизм, я в этом случае – пессимист.

И за державу обидно.

А напоследок…

Одна из версий рождения партпрограммы ремонта дворовых территорий и проездов к ним: федеральные деньги выделены, чтобы «задобрить» избирателей перед выборами в Госдуму в декабре 2011 года, повод для партийного пиара. Как это было в 2007 году, когда широкомасштабно ремонтировались дороги. По всей России. В дождь и снег. За бюджетные деньги. Под партийным флагом…

Часть из бюджетных денег может уйти по традиционным российским механизмам налево. Можно даже предположить, что «налево» – это на предвыборную агитацию партии власти. А что? Хозяйский подход: в очередной раз привести себя к власти за бюджетные деньги.