Виктор Никитин
Или как Минсельхоз региона пытается сдерживать цены на продукты питания?
Говорить, что цены на продукты питания в нашем регионе «успокоились», значит, выдавать желаемое за действительное. Они продолжают расти. Если верить статистическим данным, за минувшее полугодие они поднялись в среднем на 5,9%. По отдельным позициям в «лидеры» выбилась свёкла столовая, цены на которую выросли на 85,4%. Пшено за это же время «подросло» на 39,3%, пресловутая гречка – на 38,1%. Несмотря на хорошие прогнозы в части будущего урожая, подорожали овощи, хлеб, картофель …
Вместе с тем, мощным противовесом негативным явлениям в этой сфере является проводимая в нашем регионе политика сдерживания цен. Об этом наш разговор с директором департамента развития торговли, мониторинга, прогнозирования ценообразования Минсельхоза Ульяновской области Мариной Ерусовой.
– Марина Владиславовна, давайте для начала остановимся на общей оценке ситуации.
– По себестоимости минимального набора продуктов питания наша область, начиная от минимальной цены, стабильно занимает 10-е место среди субъектов Российской Федерации и 4-е – среди регионов ПФО. По последним данным на 27 июня, из 28 отслеживаемых продуктов питания 18 занимали в рейтинге с первого по седьмое место.
У нас одни из самых низких в ПФО цены на муку, молоко пастеризованное, сметану, сыры. В этот же список входят яйца, макаронные изделия, капуста белокочанная. Цены на говядину и свинину занимают седьмое место.
– А что собой представляют мероприятия по стабилизации и сдерживанию цен?
– Назову часть из них. Минсельхоз по договоренности с сетевыми компаниями заключил прямые договоры на поставку яйца куриного и мяса птицы без участия посредников.
Кроме этого, по нашей рекомендации торговые предприятия области сдерживают от 3 до 10% свои торговые наценки на социально-значимые группы товаров. Сетевые компании, имеющие собственное производство, снижают цены на выпускаемую ими кулинарную продукцию до 30%. Мониторинги цен, начиная от стоимости сырья и кончая ценами на рынке, проводятся в еженедельном режиме. Как только на каком-то этапе становится виден рост, с предприятия его допустившего немедленно запрашивается структура себестоимости продукции, выясняются причины, по которым произошло повышение.
Торговые предприятия всех без исключения форм собственности в течение года на регулярной основе проводят акции по сдерживанию цен такие, как «Лови момент», «Ценорез», «Красная цена». Эти виды продукции имеют особо выделенные ценники. Информация доводится до покупателей и в иных формах.
В Минсельхозе на протяжении последних трёх лет работает «горячая линия» (тел. 44-01-31), куда каждый житель области может обратиться с предложениями или жалобами на необоснованное, на его взгляд, завышение цен на продукты питания. Наши специалисты берут такие сигналы на контроль и принимают необходимые меры.
– Какова сегодня ситуация с ценами на рыбную продукцию?
– В начале года она была особо сложной. Потребовалось много поработать с предприятиями перерабатывающей промышленности. Хочу сразу же сказать, что в нашем регионе реализуется в основном морская рыба, речной очень мало. Проблема заключается и в том, что у нас нет крупных логистических центров, которые могли бы обеспечить поставки в область крупных партий такой рыбы, соответственно, по более низким, чем сейчас, ценам.
Тем не менее, вопрос находит своё решение. Если в декабре прошлого года мы занимали в ПФО по рыбе 12-ю позицию, то на протяжении последних месяцев стабильно держим 9-е место.
К слову будет сказано, сегодня в сетевых компаниях, прежде всего, «Гулливере», некоторые сорта рыбы, например, мойву, путассу, минтай, можно приобрести по ценам ниже рыночных. Акция проводится, опять же, по рекомендации регионального Минсельхоза. Она позволила реализовать крупные партии рыбы по наиболее доступным для покупателей ценам.
Мне известно, что в качестве долгосрочного решения «рыбной» проблемы областью, конкретно руководителями Минсельхоза, были проведены переговоры с одной из сахалинских компаний, которая занимается собственной добычей рыбы. Она изъявила желание построить в нашем регионе хладокомбинат, что позволит обеспечивать прямые поставки рыбы по схеме «море – регион». В промзоне Заволжского района Ульяновска компании выделена площадка под строительство. Реализация инвестпроекта начнётся в ближайшие месяцы.
Всё сказанное можно отнести не только к рыбе. Ситуация меняется буквально на глазах. Так, три года назад цены в сетевых компаниях были много выше рыночных. Сегодня, напротив, становится более выгодным во всех отношениях делать покупки именно в крупных торговых предприятиях.
– Насколько успешной является политика сдерживания цен? Как охотно сетевые компании идут на реализацию её мероприятий? В нынешних условиях, согласитесь, им сложно покрывать растущие транспортные, коммунальные и прочие расходы, составляющих себестоимость продукции. Ещё сложнее получать прибыль, без которой невозможно какое-либо развитие.
– Безвыходных ситуаций не бывает. Снижение цен перекрывается оборотом продукции, пересмотром размера торговых наценок, «переброской» процентов, снятых с социально-значимых товаров, на алкоголь, табачные и другие акцизные изделия … Все понимают, что люди, в большинстве своём, идут к ним за социально-значимой продукцией и только потом приобретают всё остальное.
Радует, что в области складывается здоровая конкурентная среда. К акциям по сдерживанию цен всё чаще начинают подключаться частные предприниматели. Они тоже отслеживают ситуацию: никто не заинтересован в потере своих покупателей. А как их сегодня можно удержать? Правильной ценовой политикой. В действиях руководителей торговли всё больше берёт верх здравый смысл. И если они находят возможность реализовать населению продукцию ульяновских производителей по доступным ценам, это, несомненно, их заслуга.
– Марина Владиславовна, говоря о ценовой политике, в каком секторе более всего заметен прогресс: в торговых сетях, на крупных продовольственных и мини-рынках, в проведении сельхозярмарок? Какому из них Вы отдали бы предпочтение?
– Я за многообразие форм. Хотя, что скрывать, нам проще было бы работать с сетевыми компаниями: у них большой охват населения, как по городу, так и по области в целом.
Возникают проблемы с рынками. Здесь требуется работа с каждым в отдельности предпринимателем.
Индивидуальная работа нужна и на оптовых рынках: они разобщены и, ко всему, через них проходит много продукции из других регионов. Но работа идёт и приносит результаты.