11 июля в Москве прошел IV съезд Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС). Главы муниципалитетов и депутаты, ученые и активисты местного самоуправления обсудили самые актуальные вопросы эффективного развития российских городов и сел. Председатель Ульяновской Гэродской Думы Василий Гзоздев выступил на съезде со своим докладом по теме эффективного муниципального управления.

Участниками съезда стали председатель комитета по местному самоуправлению Государственной Думы Вячеслав Тимченко, заместитель председателя Совета Федерации Светлана Орлова, бывший президент Чувашской республики, а ныне куратор Общероссийского народного фронта Николай Федоров, министр регионального развития РФ Виктор Басаргин, а также депутаты Государственной Думы.

Обсуждение прошло в рамках нескольких тематических секций: «Строительство жилья и развитие социальной инфраструктуры», «ЖКХ и благоустройство», «Эффективность муниципального управления». В ходе заседаний руководители отечественных муниципалитетов представили лучший опыт городского и сельского хозяйствования, а также озвучили актуальные предложения по изменению законодательства в сфере местного самоуправления (МСУ).

В рамках третьей секции выступил и председатель Ульяновской Городской Думы Василий Гвоздев с докладом об эффективном муниципальном управлении. По просьбе членов президиума Василий Анатольевич повторил свой доклад и на пленарном заседании. Подробности – в интервью с Василием Гвоздевым.

– Василий Анатольевич, о чем был Ваш доклад, какими мыслями вы поделились с коллегами?

– Начну с того, что все мы заинтересованы в том, чтобы органы местного самоуправления (ОМС) работали эффективно, чтобы у них была перспектива. Муниципальное управление присутствует на всей территории страны, но эффективное управление, к сожалению, мы можем отметить только в нескольких городах. В этой сфере существует масса проблем, так называемых вызовов, – и они должны быть решены с помощью правительства РФ, с помощью регионов и, конечно, с помощью совета муниципалитетов. В своем выступлении я попытался обобщить и обозначить эти проблемы.

Одно из самых важных моих предложений касалось планов стратегического развития регионов. Они сегодня во многих регионах, как правило, носят декларативный характер. Целевые программы, принимаемые муниципалитетами, не всегда подкрепляются региональными проектами, не всегда обеспечиваются софинансированием и в исключительных случаях подкрепляются федеральными ресурсами. Естественно, в этой ситуации муниципалитеты вынуждены подстраиваться под региональные и федеральные решения, они не проявляют инициативы, все чаще «смотрят в рот» вышестоящим органам власти.

– Но ведь многое зависит и от тех людей, которые работают в органах местного самоуправления?

– Безусловно. Я бы даже сказал, что проблема муниципальных кадров очень серьезна. Условия госслужбы изначально гораздо более привлекательны для высококлассных специалистов, чем условия муниципальной службы. И это, конечно, ведет к перетеканию кадров из муниципалитетов на региональный и федеральный уровень. Особенно это заметно в сельской местности, где найти хорошего специалиста на низкую, к сожалению, оплату труда практически невозможно. Но даже в этом случае многие муниципалитеты приемку кадров ведут по принципу «свой-чужой», не всегда проводятся конкурсы, не всегда обращается внимание на профессионализм, что, безусловно, приводит к формированию слабой команды.

– Какие еще проблемы в сфере муниципального управления заслуживают пристального внимания?

– Отмечу следующее. Уже во многих городах страны произошло изменение городских уставов: главы администрации (сити-менеджеры) теперь работают по контракту, а главы муниципалитетов избираются из числа депутатов. Во многих городах данная ситуация привела к тому, что по разным причинам смена сити-менеджера происходит довольно часто, в некоторых муниципалитетах – ежегодно. Это неизбежно приводит к полному или очень серьезному обновлению команды, объявляются новые приоритеты, ставятся новые задачи. К сожалению, новые руководители часто забывают об обязанностях и проектах, начатых прежним руководством, на что население реагирует негативно.

Федеральное законодательство и позиция многих министерств правительства РФ по отношению к муниципалитетам тоже требуют внесения определенных коррективов. Муниципалитеты годами не могут дождаться от Государственной Думы, определенных министерств определенных законодательных актов, таких, как, например, закон о транспортном обслуживании (закон о маршрутках) или закон о социальных стандартах. Или, что вообще удивительно, принимаются законы, которые полностью перечеркивают прежние посылы. Пример – за-кон о муниципальной милиции, который так и не был принят. Однако был принят закон о полиции, который делает участковых федеральными служащими – и тем самым отрывает «дядю Степу» от населения.

Нередко федеральное законодательство лишает нас определенных полномочий и активов, оставляя только ответственность и обязанности. Нельзя не сказать, что при такой ситуации позиция многих руководителей муниципалитетов, естественно, очень пассивная. Хочу отметить, что главам муниципальных образований необходимо и самим пересмотреть свою позицию, стать более активными, более профессиональными, предлагать региональным руководителям те или иные проекты, не бояться брать инициативу в свои руки, потому что за хорошие идеи никто с работы не уволит и никто по рукам бить не будет.

Один из серьезных резервов для этого – это депутаты, прежде всего от партии «Единая Россия». Во многих регионах к депутатам относятся как к пятой спице в колесе, и работу с депутатами многие главы муниципального уровня не выстраивают системно. Тем самым исключается очень серьезный ресурс по профессиональной работе с населением. Депутаты перестают быть проводниками федерального и регионального центра и становятся неким балластом, который приходит только на заседания. Это ситуация, к сожалению, общероссийская, и здесь главам муниципальных образований необходимо пересматривать свое отношение к депутатам.

– Василий Анатольевич, Вы достаточно жестко отозвались о некоторых решениях правительства РФ и министерства финансов в частности.

– Повторю, многие законы, которые нужно было принять, до сих пор не приняты. Потому что, на мой взгляд, министерство финансов РФ продолжает вымывать доходную часть муниципалитетов, относясь к муниципалитету как к придатку региональной власти. Хотя по факту наибольшее количество проблем решается на уровне городов. Но почему-то федеральные руководители и прежде всего правительство этот нюанс не учитывают. После меня выступал куратор Общероссийского народного фронта Николай Федоров. Он в определенных частях своего доклада сказал то же самое – даже в более жестких выражениях. Он отметил, и я с ним полностью согласен, что многим руководителям федерального уровня следует пересмотреть свое отношение к муниципалитетам, чтобы оно повернулось к ним лицом. Муниципалитеты к взлету готовы, только не обрезайте нам крылья, и мы не подведем.