Многие знают о том, что 22 мая на Никольской горе (это в Сурском районе) ежегодно собираются паломники со всего Поволжья. (Кстати, в одном из майских номеров «УС» подробно описывалась поездка на праздник Николы Вешнего.) Но вот о том, что 9 июля также в Сурский район стекается не меньшее количество гостей, жаждущих приобщиться к святому и вечному, – известно далеко не многим.
В прошлую субботу мне удалось выбраться на родник Тихвинской иконы Божией Матери, скрытый в сурских лесах – всего в нескольких километрах от села Большой Кувай. Именно в этот день – на праздник чудесного явления иконы – здесь ожидались паломники с различных областей.
Ночевка в поле
Основная идея поездки была такой: обычно мы присоединялись к подобным праздникам (например, на той же Никольской горе) часов в 9-10 утра, то есть тогда, когда святое место было уже наполнено людьми. Оставалось только лавировать между приехавшими, фиксируя наиболее любопытные ситуации. В этот же раз захотелось приехать в такое время, чтобы застать святой родник еще безлюдным, находящимся как бы в предчувствии большого числа гостей.
Естественно, для этого нужно было попасть в Кувай не позднее пяти часов утра. Единственный способ выполнить поставленную сверхзадачу – провести ночь с пятницы на субботу где-то поблизости от места паломничества. В качестве временного пристанища для ночлега я и мои друзья выбрали небольшую рощицу рядом с прудом, раскинувшимся близ села Никитино.
Приехали мы туда уже глубоким вечером. Вокруг были бескрайние поля, сочные звезды над головой и тишина, изредка прерываемая голосами местных рыбаков. Мы разожгли небольшой костер и за разговорами скоротали светлую июльскую ночь.
В четыре часа утра, когда мы уже было собрались в сторону святого ключа, нас окружил плотный, как вата, белесо-голубой туман. Однако под первыми солнечными лучами он быстро переродился в обильную росу, которая, правда, уже часам к шести высохла почти без остатка.
Тихий родник
Проплутав по полевым и лесным дорогам почти с час, мы наконец-то очутились в искомом месте. Солнце еще только начинало показываться сквозь верхушки деревьев, окрашивая в золотые тона купель и небольшую часовенку над источником воды. Тишина была необыкновенная. Я заметил, что стволы и ветки местных деревьев все сплошь покрыты разноцветными ленточками и тряпочками. Примерно то же я наблюдал и на Никольской горе: там тряпочки повязывали для того, чтобы «желание исполнилось».
За тихвинским родником находилась достаточно крутая лестница. Я поднялся по ней на самый верх, повсюду сопровождаемый только звуком текущей воды и писком многочисленных комаров, коих в здешних местах видимо-невидимо.
Первые паломники
Наверху я повстречался с первыми гостями. Это были двое мужчин и две женщины. Все они родились в Большом Кувае, а сейчас проживают в Ульяновске. Однако, несмотря на переезд, они продолжают ежегодно посещать святой родник, – причем приезжают почти всегда самыми первыми: можно в тишине и искупаться, и воды набрать, и свечку поставить.
– Уже часа через два здесь не протолкнуться будет: едут и из Чувашии, и из Мордовии, и из окружных сел – тихвинский всем известен, – говорит мне мужчина, представившийся Николаем. Он рассказал о том, что вода из здешнего родника помогает от различных болезней и не портится целый год. Мало того, та самая крутая лестница, про которую я уже упоминал, оказывается, также обладает необычными свойствами: тот, кто спустится и поднимется по ней три раза, получит исцеление от хвори да и вообще станет чувствовать себя «полегше». В качестве яркого примера Николай привел чудесный случай со своей родственницей: несколько лет назад она приехала на родник почти на костылях – очень болели ноги. С большим трудом она вскарабкалась вверх по лестнице, затем спустилась. Уже на следующий год она вернулась на родник фактически здоровой и продолжает приезжать сюда ежегодно.
Этот рассказ сразу напомнил мне о Никольской горе: там также люди спускались с холма и поднимались на него, чтобы получить исцеление и «прощение грехов». Но на этом сходство с горой в Сурском не закончилось – главное открытие ждало нас впереди.
Праздник
Буквально через полчаса после нашей встречи с первыми паломниками святой родник преобразился до неузнаваемости. Лесные тропинки, лестница, купель, часовня над родником – все заполнилось людьми. Некоторые сразу шли погружаться в купель, другие зажигали свечи и расставляли иконы^ третьи набирали драгоценной воды в принесенные с собой бутылки. Все преисполнилось торжественным духом ожидания чего-то необыкновенного.
– А вода уже освященная, можно ее набирать? – спрашивает какой-то грузный мужчина у бабушек, занимающихся установкой свечей.
– Богородица ее уж освятила – можно, наливай. А батюшка-то из Чеботаевки приедет по позжей: тогда и служба будет, – отвечают старушки.
Одна из паломниц наклоняется и заглядывает в черно-синюю глубь родника и говорит окружающим:
– Вот в прошлом-то году вода играла! Прям видно было, как она переливается!
На мои расспросы она рассказала, что на праздник Тихвинской иконы (как и на Крещение) вода иногда начинает сама собой «колыбаться», играть. Это видит не всякий, и такое событие считается очень добрым знаком.
Людей все прибывает. По лестнице вверх-вниз снуют папы с маленькими детьми на шее; ковыляют по ней и древние старушки. Останавливаю маленькую девчушку лет шести, спрашиваю ее:
– В который раз поднимаешься?
– В третий!
– А зачем?
Молчит. Слышу бабушкин шепот-подсказку: «Чтоб легше было, чтоб здоровенькой быть…» Внучка улыбается, повторяет сказанное бабушкой и бежит снова наверх.
Голова
Из случайного разговора двух паломников я услышал, что метрах в ста от главного родника есть более старые источники, называемые «Головой». Именно там собирают камешки – те самые, которые затем используются при лечении хворей и для снятия порчи и сглаза. Конечно, я поспешил туда и действительно увидел, как люди, помимо заполнения различных сосудов «сладкой» (по выражению одной из женщин) водой, искали камушки. Некоторые говорили о том, что собирать надо камни только черного цвета, другие – о том, что сгодятся любые: главное, чтобы поиск камней велся с молитвой и чистым сердцем.
Один из паломников рассказал о том, что раньше на кувайском роднике находили (да и сейчас иногда попадаются) камни с изображением Богородицы и Христа, а также с «крестиками». Эти камушки будто бы представляют собой осколки от одного большого каменного креста, который когда-то, в незапамятные времена, стоял на холме рядом с родником.
Естественно, я тоже подобрал свой камень и немедленно запрятал его в карман. В конце концов быть на Тихвинском и не увезти с собой хотя бы один камушек – просто грех!
Кстати, все.кто был в Сурском на Николу Вешнего, знают, что камни «с крестиками» и «ликами» находят и на Никольской горе. Их хранят в самом заветном месте – рядом с иконами – и также используют для лечения.
Уезжал я с чувством какого-то светлого спокойствия и ощущением, что замеченное мною сходство между деталями двух упомянутых праздников очень важно. Надеюсь, что их дальнейшее сопоставление еще принесет свои научные плоды.
Благодарности
Я очень благодарен своим друзьям, без которых эта поездка никогда не состоялась бы, – оператору и водителю Илье Павлову, а также поэту и журналисту Андрею Цухлову.
Евгений Сафронов