В пятницу в Барыше был ад, причём канонический, точно по описанию – горящие воды, серные берега, удушливый запах. Сегодня на месте катастрофы не намного лучше.
«Не грызите семечки, надышитесь, отравитесь» – сказала нам молодая девушка–эколог. Эээх, какие уж семечки, на Барыше ныне впору надевать противогаз или как минимум респиратор.
В модной попсово-фантастической книжке «Автостопом по Галактике» герой в конце- концов познает высшее знание. Оно оказывается воплощено во фразе «вселенная пахнет нефтью». Точно такими же словами можно описать и последствия аварии для экологии района – «всё вокруг аварии пахнет нефтью».
Будем честными – пахнет всё-таки не чистой нефтью, а соляркой, но пахнет так, что дышать нелегко даже в километре от места крушения состава, которое произошло в минувшую пятницу. Напомним, что тогда с рельс сошли и упали под насыпь и мост через реку Барыш несколько цистерн с соляркой, маслом и серой. Последствия аварии железнодорожники разгребли достаточно быстро. Причём слово «разгребли» в данном случае не метафора – поднимать и двигать цистерны пришлось тяжелой гусеничной техникой.
Ничего удивительного в скорости работы людей в оранжевых жилетах нет. Железнодорожники из-за простоя рельсового пути терпят приличные убытки. Поэтому путейцы сегодня работают довольно сноровисто, от чехарды и неразберихи пятницы и отчасти субботы не осталось и следа. По словам самих мастеров пути, в пятницу их «кинули на аварию» без всего необходимого оборудования и не слишком толково организовали работу. Но ежечасные убытки, по-видимому, заставили железнодорожное начальство шевелиться активнее. Если ехать сейчас вдоль места крушения на поезде, о недавней аварии напомнит лишь отсутствие ограждения у железнодорожного моста. На месте уже все опоры, которые даже успели покрасить, уложены новые шпалы и новые рельсы, забетонированы крайние опоры моста, поменян контактный провод.
Но это сверху, с «железнодорожной» стороны. Снизу же с момента аварии изменилось мало что. Яма, выкопанная недалеко от реки для сбора солярки, всё ещё наполнена, берега Барыша всё так же черны от копоти и нефтепродуктов, а главное – везде стоит удушливый запах, который не так ощущается наверху, на мосту.
Легендарное боновое заграждание, о котором так много говорилось в последние дни, установлено сейчас не перпендикулярно, а параллельно руслу Барыша – для сбора стоков с берега, который вобрал в себя несколько десятков тонн нефтепродуктов, которые понемногу просачиваются в реку.
Одновременно происходит и выборка зараженного грунта, который почему-то мешают с песком. Специалистов на месте не было, и узнать об особенностях такой странной технологии оказалось не у кого. Тем не менее, очевидно, что грунт вывозят.
Кстати, для подъезда тяжёлой техники, пришлось сооружать через Барыш временный мост, от которого барышцам надолго останутся своеобразные артефакты в виде куч песка и грунта на берегах.
Вчера совещание железнодорожников с участием высоких чинов РЖД по поводу аварии происходило при закрытых дверях. Но нам удалось выяснить, что перевозчики надеются, что дело уляжется и утрясётся по-тихому. Судя по всему, так не получится точно – экологический ущерб буквально чувствуется всем телом, и его наверняка попытаются с железнодорожников взыскать.
Специалисты-экологи говорят, что нам ещё повезло. Если бы в речку попало больше тяжелых нефтепродуктов а-ля мазут, то ущерб природе был бы гораздо сильнее, вплоть до полной деградации экосистемы Барыша.
Сегодня по течению Барыша брались пробы воды, также на месте работала природоохранная прокуратура. Результаты замеров пока неизвестны, но безо всяких спектрометров и лабораторий понятно, что ближайшие несколько километров поймы реки основательно заражены – по воде плавают масляные пятна, на дне наблюдается осадок…
Мы проехали ещё порядка 15 километров вниз по течению до села Попова Мельница. В воде то тут, то там видны маслянистые разводы от нефтепродуктов. Местные бабульки «обрадовали», заявив, что это ерунда. В пятницу, мол, вся река была синяя. Сегодня же к Барышу уже водят на водопой скот. А в некоторых селах воду наверняка используют и для водоснабжения…
Впрочем, сотрудники лаборатории оказались вовсе не склонными к панике, спокойно отметив, что Барыш и так почти сточная канава. Действительно, весь Барыш (город) сливает стоки в реку безо всякой очистки. И это намного опасней, чем единовременный выброс в реку даже такого гигантского количества химической гадости, как в прошедшую пятницу. Такие раны лечатся – говорят экологи. Зараженную почву увезут, через год берега затянутся травой, вода кое-как самоочистится… Если предпринять необходимые меры, то экосистема имеет шанс полностью восстановиться. А вот от многолетнего слива стоков река страдает постоянно, а значит, экосистема не просто заболевает, а с каждым годом всё больше и больше деградирует. Тут можно провести параллели с банальной простудой и раком. От первой можно полностью вылечиться недорогим аспиринчиком, а в случае рака последней стадии зачастую все средства оказываются бесполезными, так как «поворотный момент» оказывается упущен. Примерно такая же ситуация и с рекой Барыш – если уже хронически больная река получит ещё и сильную простуду, которую не вылечат, это может оказаться для неё последней каплей – рак станет неизлечимым и река превратится в гиблый поток нечистот. И тогда уже весь район будет пахнуть не только нефтью, но и гнилью. Очень надеемся, что этого не произойдёт.