Чердаки над болотом
Станция Чердаклы, удаленная от областного центра на 35 км, расположилась в лесостепной местности левобережья Волги. Одноименный рабочий поселок городского типа был образован в 1688 году служивыми татарами, выходцами из Пензенского уезда. Свое название он получил от татарского «чердак», что в переводе означает «открытый сарай на сваях».
Поселок находился в низине и строился на болотистой местности, поэтому для воздвижения домов использовались деревянные сваи. Со стороны трассы Мелекесс – Ульяновск можно было видеть лишь крыши этих домов, чердаки, что и послужило поводом для наименования.
Вторую версию происхождения Чердаклов поведала мне дежурный по станции Любовь Юрьевна Маханова:
– В XVII веке в местных краях осели татары и от производной фамилии их главаря, хана, и был впоследствии назван рабочий поселок, – пояснила она. – В течение долгих лет жители села в качестве казаков и стрельцов несли сторожевую службу на первой Закамской засеченной черте. Вблизи Чердаклов имеются археологические памятники (курганы) бронзового века, а также памятник – обелиск 331 земляку, погибшему в годы Великой Отечественной войны.
Боевой
«командир»
Есть люди, которым на роду написано быть лидером. Таковым является начальник станции Чердаклы Екатерина Вебер. Боевой характер этой женщины не раз выручал ее в самых затруднительных ситуациях. Екатерина Яковлевна росла 11 ребенком в семье (всего детей было 13), и боевой дух выработала с детства.
– Семья наша, с немецкими корнями, была многодетной и трудолюбивой, – рассказала она. – Мы жили дружно и мирно с соседями. Все изменилось, когда началась война. В 24 часа мою семью, как и тысячи других таких же немецких семей, погрузили в вагоны и вывезли в Сибирь. О том времени знаю от старших: люди умирали от голода и болезней, обращались с ними как с врагами. Мои родители уцелели, и мне суждено было родиться в Сибири. И только в 1957 году нам разрешили вернуться в Поволжье.
Несмотря на пережитое, мои родители оставались открытыми и добрыми людьми, воспитывали в нас честность, трудолюбие, уважение к окружающим и учили не поддаваться трудностям.
В Чердаклы семья Вебер приехала 23 марта 1957 года. Глава семьи рассудил так: «Будем жить там, где есть железная дорога». С 14 лет Екатерина Яковлевна работала в поселке штурвальным комбайнера, а после окончания десятилетки сразу подала документы в ТУ-3 (ныне – Ульяновский железнодорожный техникум). Начинала работать в Чердаклах дежурным по станции.
– В то время станция Чердаклы была третьего класса, – вспоминает она, – велись большие работы по погрузке зерна, муки, комбикорма. Выгрузка составляла 50-60 вагонов ежедневно.
В 2002 году Екатерина Яковлевна была награждена знаком «Почетному железнодорожнику». В поселке она также пользуется уважением и вот уже три созыва подряд избирается депутатом Чердаклинского района. Она помогает малоимущим семьям, так как не понаслышке знает, что такое невзгоды. В течение пяти лет Екатерина Яковлевна пережила тяжелые испытания, потеряв мужа – машиниста тепловоза и единственного сына – дежурного по станции Чердаклы. Но она нашла в себе силы не замкнуться, и всю свою любовь направила на внучку Машу. Сегодня Маше 17 лет, она гордится своей бабушкой и собирается пойти по ее стопам…
Профессия
в почете
Железнодорожная станция Чердаклы в рабочем поселке – неотъемлемая часть жизни местных жителей, ведь практически все дома расположены близ железной дороги. Династии железнодорожников здесь имеют крепкие корни. К примеру, у дежурного по станции Любови Махановой муж – железнодорожник, как и оба деда и родители. Отец работал на станции составителем поездов, мать – проводницей в пригородном поезде, муж – путейцем. Сама Любовь Юрьевна уже 31 год работает на станции, причем совмещает несколько должностей. Большой стаж работы имеют и ее коллеги, дежурные по станции Людмила Леонидовна Костина и Лидия Андреевна Карзанова. Людмила Леонидовна пришла работать на станцию по стопам отца – составителя поездов, а у Лидии Андреевны на железной дороге работают муж и два сына.
Хорошие железнодорожные «корни» у приемосдатчика – агента АФТО Нины Александровны Богдановой, дед которой работал путеобходчиком, отец – табельщиком Ульяновской дистанции пути, мать – дежурным по переезду. Я застал Нину Александровну за освоением новой компьютерной программы по перевозке грузов.
– Мы оформляем перевозочные документы и ведем все отчетные формы напрямую с Москвой, – сообщила она. – По станции Чердаклы идет погрузка зерна, металлолома, автотранспорта. В период уборочной страды большой объем отгрузки дает свекла: в прошлом году мы отправили вагонами 22 тыс.тонн этой продукции, а в этом году планируем увеличить погрузку свеклы до 70 тыс.тонн. В два раза больше прошлого года идет и погрузка металла, так что недостатка в клиентах мы не испытываем.
Вместе со старожилами свой вклад в развитие станции вносит и молодое поколение. К таковым относится, например, электромеханик СЦБ Алексей Стратонов. Он – железнодорожник в третьем колене, его бабушка работала проводницей, дед – помощником машиниста, мать трудится в эксплуатационном вагонном депо Круглое Поле. Алексей – молодой специалист, работает на железной дороге третий год после окончания Ульяновского железнодорожного техникума.
– Участок моей работы – от станции Ульяновск-2 до Разъезда Путевого, – рассказал он. – На участке семь раздельных пунктов, два блокпоста, две станции. Сегодня моя задача –измерить напряжение на путевых реле станционных рельсовых цепей, проверить стрелочные переводы на всей территории станции.
Без подсказки
и уговоров
Еще подъезжая к станции, из окна вагона я заметил группу монтеров пути, направляющуюся на перегон. Выясняю у дорожного мастера Владимира Сафукова, какие работы предстоит выполнить путейцам в этот день.
– Наша бригада по неотложным работам обслуживает участок с 936 км до 911 км, – рассказал Владимир. – В бригаде восемь человек: один бригадир и семь монтеров. Сегодня будем работать над выправкой пути, в частности, устранять неисправности на 925 – 926 км, которые были выявлены в ходе комиссионного осмотра. Из 18 замечаний нужно, как минимум, устранить 13 – тогда этот участок будет считаться отличным.
Мое знакомство со станцией Чердаклы было бы неполным без посещения компрессорной установки, обеспечивающей обдув стрелочных переводов в зимний период. Именно эта компрессорная была отмечена с положительной стороны во время весеннего комиссионного осмотра начальника дороги. Аккуратное, чистое здание с покрашенными и отливающими блеском кранами и трубоотводами свидетельствовало о том, что здесь уже серьезно готовятся к зимнему периоду.
Меня встретили машинисты компрессорной установки братья Сергей и Юрий Саксоновы и бригадир по осмотру пути четвертого участка Петр Журавлев. Саксоновы – местные жители, их дом стоит в двух шагах от станции, и они тоже продолжают славную железнодорожную династию.
– В работе я могу положиться на этих парней как на себя самого, – откровенничает Петр Журавлев. – При необходимости они всегда выйдут на работу сверхурочно, без всяких подсказок, их никогда не надо подгонять. Благодаря их работе путейцы не испытывают зимой проблем с воздухом.
– Да иначе и нельзя, – перебивает бригадира не привыкший к похвалам Сергей Саксонов. – Ответственность на наших плечах лежит большая – жизнь пассажиров, поэтому железнодорожный путь всегда должен быть безупречным.
Александр Савенков