Для того, чтобы власть задумалась о том, в каком состоянии находится сегодня речной и морской флот России, надо было утонуть туристическому теплоходу «Булгария». Без катастроф сегодняшнее российское руководство не способно, кажется, ничего ни понимать, ни исправлять. Исправлять оно, впрочем, не способно и после катастроф, о чем свидетельствует все последнее десятилетие.
Каждая крупная трагедия в России сопровождается одним и тем же маскарадом. Сгорел дом престарелых, погибли несколько десятков человек. На экранах возникает отец нации, проводит совещание с ответственными руководителями, встают, выражая соболезнование семьям погибших, звучат строгое распоряжение проверить состояние всех домов престарелых в стране и призыв найти виновных в пожаре и привлечь их к ответственности.
Сгорел ночной клуб «Хромая лошадь» в Перми, погибло свыше 150 человек. На экранах – те же. Проходит совещание, встают, выражая соболезнование семьям погибших, лица и речи суровые, обещают найти виновных в катастрофе и отдают распоряжение проверить все ночные клубы в России, выявить нарушения правил пожарной безопасности и устранить.
Взорвались военные склады на арсенале в Ульяновске. Снова по телевидению грозное совещание, на разбор полетов вызывают министра обороны господина Сердюкова и перед телекамерами бросают ему в лицо слова о расхлябанности и безобразиях. Звучит приказ проверить состояние всех военных складов на территории страны, выявить виновных в данном ЧП, представить их список на увольнение и разобраться, что же происходит в Вооруженных Силах.
Лето 2010 года. Везде пожары, в которых сгорают тысячи домов и гибнут десятки человек. На экранах – посвященные стихии совещания. Выясняется, что на местах пожары нечем тушить, нет ни пожарных машин, ни другой техники, ни лесников в лесах, которые раньше следили за обстановкой. Новый Лесной кодекс почти всех их упразднил, отдав лесные массивы в руки жулья. Звучит строжайшее распоряжение разобраться и исправить.
Глава МЧС господин Шойгу докладывает о мерах, которые будут приняты.
Теракты в Москве. Картина та же. Распоряжение проверить все аэропорты и транспортные объекты России на предмет соблюдения безопасности пассажиров.
Падает самолет «ТУ-134». Снова то же. Распоряжение приостановить полеты всех «ТУ-134» и подвергнуть их проверке на предмет оснащения какими-то спецприборами. Потом – неполадки с «ЯК-40» и приказ запретить эксплуатацию всех «ЯК-40», которые и морально, и физически устарели.
Теперь – теплоход «Булгария»: провести тотальную проверку всех морских и речных судов, многие из которых – «просто жестянки», и запретить на время проверки эксплуатацию судов класса «Булгарии».
И надо сказать, что после этих маскарадов ничего не меняется. Леса горят по всей России и в этом году, после взрыва ульяновских складов с боеприпасами на воздух взлетели арсеналы в Башкирии и Удмуртии, самолеты падают, поскольку не падать не могут – им по 30-40 лет. И что, министр транспорта господинЛевитин до сих пор ничего не знал об изношенности отечественного авиапарка? Или о том, что по рекам страны ходят «просто жестянки», ибо других судов нет? Пока власть гордится мешками с нефтедолларами, разворовывает их, накупает себе «Мерседесы» и прочую крутизну и тешит свое тщеславие правом на проведение чемпионатов мира и олимпиад, выполняя в промежутках роль похоронной команды, страна рушится. И запрещать сейчас надо, по идее, все. Пассажирские автобусы, разваливающиеся на глазах от старости; трамваи, которые в Ульяновске, к примеру, ходят с брежневских времен; поезда, выпущенные еще при царе Горохе; ТЭЦ, ГЭС и АЭС, спроектированные и построенные «злобными» коммунистами; линии электропередачи, смонтированные 50 лет назад… А руководству, может, надо перестать выходить к телекамерам и раз за разом демонстрировать свою некомпетентность и беспомощность. Будем хотя бы в неведении, что у нас такая власть.
Юрий Кашинский