Ирина Антонова

Система здравоохранения в России нуждается в модернизации, как и экономика в целом. Это бесспорно. Но как именно проходит модернизация в ульяновских медучреждениях? Чего не хватает, что надо внедрить? Какие сюрпризы нам готовит новый закон «Об основах охраны здоровья»? На эти и другие вопросы ответил Алексей Куринный, депутат Законодательного собрания Ульяновской области, главный врач Ульяновского областного клинического центра специализированных видов медицинской помощи.

– Алексей Владимирович, в этом и следующем году в систему здравоохранения России в рамках модернизации будут направлены порядка 460 млрд. рублей. Регион уже получил первый транш. На что пойдут эти средства?

– Средства будут использованы по нескольким направлениям. Во-первых, на техническое обеспечение: необходимо приобрести новое оборудование, провести капитальный ремонт в учреждениях здравоохранения. Во-вторых, надо снабдить клиники современными системами обработки информации. В-третьих, повысить зарплаты медицинским работникам. Деньги нужны и на введение стандартов и порядков лечения. Это то, на чем делает акцент новый закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Стандарты – это процедура диагностики и лечения конкретного заболевания, а порядки – это то, чем должно быть оснащено соответствующее подразделение, оказывающее ту или иную помощь, включая оборудование, штаты, требования к помещениям и режиму работу.

Но, несмотря на то, что деньги выделяются огромные, они не закроют на 100% потребность ни в капитальном ремонте, ни в оборудовании.

– Каков дефицит финансовых средств, исходя из потребности?

– По расчетам регионального министерства здравоохранения, только на проведение капитальных ремонтов для приведения учреждений в нормативное состояние не хватает порядка 500-600 млн руб. Но если судить по больнице, которую я возглавляю, эта цифра гораздо больше.

– Если говорить об Ульяновском областном клиническом центре специализированных видов медицинской помощи, которым Вы руководите, как проходит модернизация в этом учреждении?

– В этом году нам выделено 45 млн рублей на приобретение нового оборудования. Мы планируем заменить рентгеновское, эндоскопическое оборудование, которое дышит на ладан и давно устарело и морально и физически. Информатизация запланирована на второе полугодие. А вот на ремонт здания в этом году нам, увы, не выделено ни копейки…

Надо сказать, что буквально на днях за счет федеральных средств мы повысили зарплату специалистам поликлиники: врачам в среднем на 4 тысячи рублей, младшему персоналу – на две.

– А сколько сейчас получает начинающий врач и врач высшей категории?

– Если говорить о чистом окладе, то он начинается от 5 тысяч рублей и заканчивается девятью. Подчеркиваю, столько врач получает, если он отработает положенную норму часов в день. Поэтому большинство медиков трудятся на 1,5-2 ставки, берут ночные дежурства, совмещают разные специальности или подрабатывают в других учреждениях. В результате средняя зарплата у врача получается около 16 тысяч рублей.

– Существует ли сейчас проблема кадрового обеспечения медицинских учреждений?

– Конечно. Только по городу не хватает порядка 500 врачей. По России в целом – около 60 тысяч врачей. В перспективе картина тоже не радужная. Около половины выпускников медицинских ВУЗов, к сожалению, не идет работать по специальности. Причин много: это и низкий престиж профессии, и невысокая заработная плата, и планомерное ужесточение законодательства в плане ответственности медицинского персонала. А те, кто идут, вынуждены подрабатывать себе на жизнь различными способами: и законными, и полузаконными.

В реальности же выбор у врача невелик: либо гробить здоровье, отрабатывая 2-3 ставки, чтобы к пятидесяти годам получить инфаркт или инсульт, либо наладить какую-то систему неформальных соплатежей населения тем или иным способом. Третий вариант – уйти из профессии – не берется в расчет.

– Каких узких специалистов катастрофически не хватает?

– С каждым годом этот список расширяется. Особенно остро ощущается нехватка анестезиологов – реаниматологов, кардиологов, терапевтов, нейрохирургов. В районах существует потребность практически во всех специалистах.

– Как пополнить этот кадровый дефицит?

– Чтобы пополнить, к примеру, ряды анестезиологов – реаниматологов, всем выпускникам медвузов, выбирающим эту сложную профессию, была введена региональная ежемесячная надбавка к зарплате 10 тыс. руб. И в этом году около 20 таких специалистов мы подготовили. Может быть, лет через пять они станут настоящими специалистами в этой отрасли.

– Получается, кадровый вопрос вполне решаем на региональном уровне?

– Не во всем, но во многом. Если бы на областном уровне врачам выделяли жилье, больницам стало бы значительно проще привлечь нужных специалистов. Кстати, Ульяновск в этой части опережает область: недавно молодые специалисты городских медучреждений получили ключи от 60-ти квартир. Жилье, нормальная зарплата и социальные гарантии – ничего придумывать не надо, чтобы решить кадровый вопрос.

– Вот Вы говорите, здесь денег не хватает, здесь не хватает. Как Вы считаете, в каком объеме должна финансироваться отрасль?

– Я считаю, что здравоохранение должно финансироваться минимум в размере 6% от ВВП для того, чтобы поддерживать хотя бы нижнюю планку современного уровня развития медицины. Эта цифра рассчитана даже не нами, а экспертами ООН. А без необходимого базового уровня финансирования все остальное будет бесполезно: не будет выполненных стандартов, не будет соблюдения порядков, не будет нормальной зарплаты для медиков, не будет пополнения кадров.

Стоит обратить внимание и еще на один момент – как эффективно будут использоваться те деньги, которые выделили. К сожалению, система государственных закупок в нашей стране, мягко говоря, не совершенна. И многие эксперты прогнозируют, что где-то треть средств будет истрачена не эффективно, т.е. уйдет в карман посредникам. Сфера медицинской техники и технологий, очень замкнутая, специфичная и поэтому зачастую очень коррумпированная. Коррумпированная не на уровне конечных получателей, а на уровне посредников, выходов на конкурсы фирм-поставщиков, взаимоотношений производитель-поставщик.

– Получается, сейчас нет ни нормального финансирования, ни эффективного использования средств. Стоит ли тогда вообще проводить реформу здравоохранения?

– Конечно, стоит. Если сейчас чего-то нет, это вовсе не значит, что систему не надо реформировать и не надо вкладывать в нее деньги. Конечно, надо, по ходу исправляя все недостатки. Сегодня необходимо и перестраивать законодательные механизмы, и улучшать финансирование.

– Второе чтение нового закона «Об основах охраны здоровья» в Государственной Думе РФ перенесли на сентябрь. Каковы его основные принципы?

– Закон “де юре” закрепляет платные медицинские услуги, которые на сегодняшний день существуют “де факто”. В нем есть много уточняющих норм сугубо профессионального характера: то, что касается фиксации момента смерти, момента рождения, пересадки органов, классификации видов медицинской помощи и т.д.

Важнейшее достижение этого закона в том, что, наконец, все учреждения переводятся на государственный уровень, т.е. будет ликвидировано разделение учреждений здравоохранения на государственные и муниципальные. Любая больница даже в самом дальнем районе будет государственной. Соответственно и обеспечение должного уровня медицинской помощи всем гражданам независимо от места проживания также станет ответственностью и обязанностью Российской Федерации. И я считаю, что это наиболее важный и стратегически очень правильный шаг, заложенный в законе.

Хотя недоработок всякого рода очень много. Взять хотя бы стандарты. Основная концепция закона гласит, что стандарт лечения того или иного заболевания должен соблюдаться во всех больницах: начиная от областной, заканчивая участковой. Но, учитывая отсутствие соответствующего оборудования и технических возможностей, большинство больниц окажутся просто не способными уложиться в установленный стандарт и соблюсти соответствующий порядок.

Скажу больше, не более двух-трех учреждений в области способны полноценно работать по уже существующим порядкам и стандартам. Чтобы их выполнить, нужно увеличивать содержание отрасли минимум в два раза. Можно, конечно, пойти по-другому пути – упростить стандарты, порядки, но тогда сама идея модернизации, стремления к современному уровню здравоохранения исчезает как таковая.

– У меня складывается впечатление, что нет единого подхода в развитии системы здравоохранения…

– Согласен с вами. Нет базовой концепции, которая должна была родиться перед законом. Куда мы идем? К чему мы должны прийти? Никто никаких целей не ставит. Или боится ставить. Вместо четко запрограммированных результатов имеем несмелые полумеры, полушаги. По сути, в основе всех проблем здравоохранения лежит, колоссальный многолетний дефицит – хроническое недофинансирование жизненно важной системы, которая начала понемножечку рассыпаться.

Будем надеяться, что программа модернизации здравоохранения это первый, но решительный шаг к кардинальному изменению ситуации.