Виктор Никитин

Замечено, что в части реализации Соглашения о сдерживании цен на социально-значимые продукты питания (СПП) крупные торговые сети ведут себя достойно: они его выдерживают по всем позициям.

С рынками такие Соглашения подписаны быть не могут и там царит стихия индивидуального предпринимательства. Даже бабки – «одуванчики» успешно усвоили науку задирать цены до небес. Одним словом, такая вольница, что покупатель всё чаще начинает делать выбор в пользу торговых сетей, где, по крайней мере, цены более стабильны.

Совсем недавно в интервью нашей газете директор департамента регионального Минсельхоза Марина Ерусова рассказала о мероприятиях по контролю над ценами. Сегодня мы продолжаем этот важный для жителей региона разговор. Он коснется только сельских районов.

Торгаши лютуют, комиссии воюют

Обращения жителей по телефонам «горячих линий» (Минсельхоз – 44-01-31; Общественная палата региона – 44-10-35; областной Совет ветеранов войн и тыла – 41-46-08) уже послужили основанием для проведения в регионе с начала года 2250 проверок. Более всего жалоб поступило и, соответственно, проверено объектов торговли в Майнском районе 253. За ним идут Павловский – 151, Радищевский – 138, Карсунский – 127 … Более чем по сотне проверок проведено в Ульяновском, Инзенском, Старомайнском, Новоспасском, Барышском районах. Всего в списке нарушителей числятся 22 МО, Димитровград и Новоульяновск .

По словам Марины Ерусовой, проблемы возникают с индивидуальными предпринимателями сельских районов. Сказывается отсутствие квалифицированных работников торговли, нужны обучающие семинары. В эту сферу, что греха таить, давно уже лезут все, кому не лень. Торговых точек мало, особенно в «медвежьих» уголках районов. Контроль сюда доберётся не скоро. Хорошо известно, что сила проверки – в её внезапности. По ФЗ-294 предпринимателей проверять можно, за исключением особых случаев, один раз в три года. За шесть минувших месяцев в органы прокуратуры поступило более 300 заявлений о согласовании проверок субъектов малого и среднего предпринимательства. Прокурорами принято лишь 69 положительных решений. Но даже если и ожидается проверка, то о ней «лавочников» заранее предупредят. Конкурентов нет. Вот и своевольничают. Торгуют, даже не утруждая себя получением удостоверений о качестве, тех же самых ветеринарных справок. Тару, на которой указана дата изготовления продукции, попросту уничтожают: поди, докажи, что была торговля просроченной продукцией. Даже предприятия потребкооперации не всегда заботятся о наличии в своих торговых точках СПП. Доходит дело до того, что в иных сельских лавочках нет даже растительного масла и сахарного песка. Продукция ульяновских производителей на прилавках представлена очень слабо. Процесс торговли упрощён до примитива: перекупил-перепродал. Как результат, в выигрыше иногородние производители, а местным остаётся кукиш с маслом. Без общественного контроля не обойтись. Он нужен не для того, чтобы «кошмарить» бизнес. Контроль, прежде всего, это средство профилактики правонарушений. Однако, от желаемого до действительного пока огромная дистанция.

В качестве примера возьмём результаты недавней проверки в Карсунском районе. Больше других «впечатлений» от ИП «Мусаев» в селе Большая Кандарать. Наценки на ряженку – 37%, кефир – 56%, сахарный песок – 28%, муку – 32% … Марина Ерусова признаётся: «Таких «заоблачных» наценок мы до сих пор в области не встречали». Сельчане, а это в основном пенсионеры, вынуждены покупать продукцию даже с такими бешеными накрутками: торговых точек в округе больше нет. Удивляет другое: потребовалось вмешательство комиссии из области, чтобы навести порядок. А где же всё это время была сельская администрация, руководители района в лице своих надзорных, контролирующих и прочих органов? Чем, в конце концов, занимается общественный контроль МО? Проверяющие, конечно же, довели информацию до главы администрации района Владимира Чубарова. Обсудили с ним вопросы наведения порядка на предприятиях торговли, необоснованного завышения цен на СПП, предотвращения хаотичного завоза товаров из других регионов, поддержки местных производителей.

Не обошли стороной и такой вопрос, как ярмарки выходного дня. Безобразий хватает и здесь. Представьте себе, что продукцию к ярмарке завезли из районов накануне вечером, до утра она лежала при высокой летней температуре. А это колбаса, масло, сыры … Значит, жди нарушений в части их реализации. Далеко не редкость факты несанкционированной торговли. Есть необходимость составления протоколов об административной ответственности. Вот почему решено включать в рабочие группы представителей ОВД и специалистов службы ветеринарии.

Пока размер торговых наценок не фиксирован…

ИП «Мусаев», конечно, пример исключительный. Но, например, в Инзенском районе тоже стараются «не отставать». У индивидуального предпринимателя Е.Б.Воронина торговая наценка на соль составила 30%. Столько же накрутило Инзенское сельпо на окорока, яйцо куриное, рыбу свежую и сыр в магазинах сёл Коржевка, Чумакино, Проломиха, Чамзинка. Проверки показали, что 30% накручено на масло растительное и сахар-песок в магазинах «Мини-Маркет» и «Анастасия» в райцентре. Чуть поменьше наценки в других торговых точках. Но всех переплюнул гастроном «Центральный», накрутивший на соль аж 40%.

Более 30% накрутило на рыбу солёную ИП «Ушаковой» из Сенгилеевского района, 25% на хлеб ржано-пшеничный ИП «Салмина» из Старомайнского района.

Высокие наценки на СПП выявлены в Чердаклинском районе.

Всех, кто выжимает из цен максимум, приглашают в администрацию районов, «предлагают» снизить наценки. Отказов, как правило, не бывает. А чтобы «карась в озере не дремал», комиссии проводят контрольные проверки. Здесь, как поясняет Марина Ерусова, есть тонкость. Понятно, что наценки в 56%, как это выявлено в ИП «Мусаев», конечно же, перебор. Но тут надо сказать «большое спасибо» родному государству. Оно до сих пор не установило фиксированный размер торговых наценок. А что не запрещено, то разрешено. Продавцы, получается, закон не нарушают. А коли так, то установить, где кончается разумное и начинается погоня за голой наживой, очень трудно. Поэтому, за очень редким исключением, комиссиям приходится работать с продавцами методом убеждения. Пока помогает.

Специалисты полагают, что с развитием конкуренции процесс выравнивания цен и наценок, примет, во многом, саморегулируемый порядок. Как это можно видеть на примере областного центра. В свою очередь, правительство и Минсельхоз региона, помимо общественного контроля, уже принимают и другие конкретные меры. Мы обязательно сделаем их темой отдельного разговора. Тем более что вопросов остаётся много и каждый требует конкретного ответа.