Владимир Коршунов

Сезон отпусков и путешествий в разгаре. Однако, по Ульяновску, входившему в советские времена в десятку самых посещаемых городов мира, этого не скажешь. Очередей у наших музеев, скопления автобусов на экскурсионных площадках по-прежнему незаметно. А молодые люди, смутно помнящие или не заставшие эпоху советского туристического паломничества, вряд ли поверят, что ульяновский речной порт за неделю принимал столько же туристических теплоходов, сколько сейчас за всю навигацию. Правда, и порт тогда был несколько иным – без нелепого забора и фильтрационной вертушки для туристов. Жизнь кипела, кстати, не только там.

86 специальных туристических автобусов плюс столько же привлечённых на туробслуживание рейсовых едва справлялись с потоком гостей города. В результате многие экскурсии были пешеходными. Турпоезда, автобусные группы из ближних и не очень областей и республик. Даже авиарейсы. Казалось, поток туристов в город не иссякнет никогда. Но всё изменилось за каких-то несколько лет. А ведь туризм, особенно сейчас – это не только престиж и глянцевые буклеты. Это рабочие места, значительные доходы и солидные инвестиции.

Директор Государственного историко-мемориального заповедника «Родина Ленина» Александр Николаевич Зубов хорошо помнит и Мекку советского туризма, коим был Ульяновск в 60-80 годы прошлого века, помнит и 90-е, когда на туристических картах город стал «белым пятном». Сегодня ГИМЗ «Родина Ленина» – это не только уникальный музейный комплекс, но и, пожалуй, самый крупный туроператор региона, занимающийся въездным туризмом. Примерно половину всех туристических теплоходов, заходящих в город, принимает и обслуживает Заповедник.

– За несколько лет Ульяновск утратил все свои прежние туристические достижения, – вспоминает Александр Николаевич Зубов. – В 2007 году здесь проходило российское совещание крупнейших туроператоров, но нашего города даже не было на их картах, как «белое пятно». Почему так получилось? Есть объективные и субъективные причины. Не стало турпоездов. Автобусные туры из ближайших регионов – единичные. Были годы, когда в Ульяновск автобусом приезжало только по 1-2 группе за сезон. Правда, этой весной Заповедник принял 20 автобусов со школьниками. Но главное, конечно, для туризма – это навигация. И здесь есть несколько проблем. Порт попал в частные руки. Забор, который не давал автобусам заезжать в порт, вертушка, через которую туристы проходят, как арестанты, по документам. Такого нет ни в одном другом городе. Всё это не добавляет привлекательности. Хотя мы всё делаем, чтобы принять своих туристов: комфортабельные автобусы, экскурсоводы, встречаем с казачьим ансамблем, и пирогами угощаем, и стопку подносим. Но… такое ощущение, что этим занимаемся мы одни, и нет чёткой грамотной политики привлечения туристов. А главные проблемы – это транспорт и инфраструктура.

– Если брать круизный туризм – главный для нашего города, то он сегодня в целом по стране находится в упадке, – подключилась к нашему разговору заместитель директора по развитию ГИМЗ «Родина Ленина» Оксана Соловей. – Если в прошлом году суда шли с загрузкой 70-80%, то в этом – только 30-40%. Хотя цена путёвок остаётся прежней. Повышать её туроператоры и судоходные компании не могут. Видимо, продолжается спад в экономике, и люди вынуждены экономить на отдыхе. Отдых в России – очень дорогой. Люди прекрасно знают, что за те же деньги они могут отдохнуть в Турции, где сервис лучше.

Туризм внутренний стал дороже туризма зарубежного. Борьба за туриста ужесточается. И привлечь его всё труднее. Люди, у которых есть возможность путешествовать, могут выбирать и в плане цены, и в плане комфорта, и в плане сервиса.

Я просмотрел прайсы ульяновских гостиниц, стоимость одного номера в сутки колеблется от 3 до 7 тысяч рублей, практически также как и в Москве (в гостиничном комплексе «Измайлово» комфортабельный одноместный номер от 2,5 тысяч рублей). Да что Москва, в соседней Казани можно снять люкс от 700 рублей за койку. Видимо поэтому ГИМЗ планирует построить собственную комфортную, но недорогую гостиницу.

Однако усилий только Заповедника для привлечения туристов явно недостаточно. Туризм сегодня – это целая индустрия развлечений, чего в Ульяновске просто нет. Взять хотя бы сувениры и прочий туристический ширпотреб, который если грамотно предложить, хочется купить. Но уверен, что если собрать всю сувенирную продукцию Ульяновска, её едва хватит, чтобы заполнить лотки лишь на одной приморской аллее в Адлере или в Хосте. Про ассортимент лучше промолчать. И это ещё один аспект проблемы. И ответ на вопрос, почему один лишь сочинский дельфинарий принимает за неделю столько же туристов, сколько все санатории области за год. Да что там Сочи! Соседняя Елабуга, про которую 15 лет назад мало, кто знал, за исключением почитателей Марины Цветаевой, теперь далеко впереди Ульяновска – одного из самых посещаемых городов мира … 30 лет назад.

– По большому счёту в Елабуге смотреть нечего, – говорит Зубов. – Но мэр этого города понял, что туризм может дать хороший доход. Они создали департамент, «вылизали» весь город в хорошем смысле, создали инфраструктуру. 10 лет кропотливой работы – и город стал центром туризма.

– В прошлом году Елабуга приняла 137 туристических теплоходов, – подтвердила цифрами Оксана Соловей. – Ульяновск – где-то 60. Если бы мы вышли на показатели Елабуги, это было бы для Ульяновска уже хорошо – 150-170 судов в год. Но есть совсем другие ориентиры. Например, Ярославль – 300 теплоходов в прошлом году. Мышкин – маленький городок – 500!

Наши власти очень любят «по обмену опытом» ездить за рубеж. Я, правда, не представляю, кому там нужен ульяновский опыт, что могут у нас перенять иностранцы? Логично было бы сказать – поучиться. Так вот до Мышкина совсем недалеко. До Елабуги ещё ближе. Съездили бы туда – поучились, посмотрели. Ведь пора понять, что Ульяновск и Европа, да и Азия, – это разные планеты. А вот Елабуга и Ульяновск – одна. Правда, в разном состоянии. Нынешняя ремонтно-бордюрно-заборная эпопея в плане привлекательности очков городу не добавляет. О наших раскопках и заборах люди, попавшие в Ульяновск нынешним летом, будут рассказывать из уст в уста и через интернет. А во что превратилась волжская набережная – визитка города, некогда одно из красивейших мест! Такое ощущение, что песок решили «намыть» до другого берега. А ещё мусор, заборы и заброшенность, если не сказать разруха. Собственно, не только там. Об инфраструктуре и развлечениях уже говорилось.

За счёт туризма умудряются жить многие страны. Даже в нашей стране – многие регионы и города. Правда, это непросто: за туриста надо бороться, привлекать его. Турист может не заметить, что вместо памятника культуры ему показывают новодел, а вместо памятника природы – «вид на провал». Да если и заметит – простит. А вот отсутствие туалета (кусты и «намывной пляж» не в счёт) или кафе турист точно заметит и не простит. Точнее больше уже не приедет в этот город.

P.s.: Это интервью взято, буквально, за пару дней до трагедии, разыгравшейся в камском устье. «Булгария», унесшая на дно десятки человеческих жизней, поставила много вопросов и высветила массу проблем современного водного транспорта. А точнее, состояние всего туризма. Понятно, что для круизного туризма, только начинающего вторую жизнь на Волге, это бесследно не пройдёт. Ведь и другие суда, перевозящие туристов по рекам и озёрам России, не на много моложе затонувшего казанского раритета: подавляющее большинство из них сходило со стапелей в 50-60-х годах прошлого века, а самым «молодым» теплоходам России – уже под 30. Кстати, стоимость морских круизов на иностранных лайнерах по Средиземноморью или Балтике (если отбросить портовые сборы) сопоставима с речными турами по рекам России… Хотя, какое значение это имеет сейчас, после трагедии, перед которой всё меркнет? А с другой стороны, в море и на реке всё имеет значение. Жадность и безответственность, переходящая в безнаказанность, – это самые главные беды современной России. Интерес к нашим рекам давно проявляют иностранные круизные компании. Возможно, конкуренция в этом секторе сняла бы ряд вопросов и по стоимости туруслуг, и по безопасности. Но в отличие от других сфер деятельности – к туризму в России (турецкие бизнесмены не в счёт) европейский капитал не допускают. Почему? Возможно потому, что туризм, чтобы не происходило, всё равно очень лакомый и доходный бизнес. Ведь можно ничего по большому счёту не меняя, не вкладывая, получать солидную прибыль. «Руссиш турист» всё равно поедет и поплывёт. Вот на чём и куда?