Близятся выборы, а значит пришла пора говорить банальные вещи, которые очевидны всем. Этим мы и займёмся.
Речь о праймериз «Единой России» и «Народного фронта», старт которому был дан на днях. «Мерить прайс» возжелал 91 человек. Теперь будут голосовать внутрипартийно, отбирать кандидатов. Формально всё вроде бы здорово, но на деле – всё это, как и грядущие выборы, при здравом народном размышлении выглядит страшным балаганом, а точнее самым ходовым его аттракционом, «кривые зеркала» который называется. Подходишь к такому с чистой мордой лица, в зеркала тебе рожи корчат. Вот и мы попробуем подумать за легендарный народ его коллективным разумом и сделать выводы.
Вообще же, занятие это неблагодарное – думать за народ любителей в области и стране и без нас хватает. Но с другой стороны глупо думать, что избирательные стратеги за народ не подумали и ход групповых мыслей не учли.
Выборы нам, если кто не знает, грозят в Государственную Думу. Статус серьёзный, депутатская недосягаемость со стороны судов, серьёзные деньги, уважение, почет, а самое главное – неприкосновенность со стороны легендарного административного ресурса. Прикрытие в общем идеальное для тех, кто в принципе в лодке. А в лодке общей ныне все – и левые, и правые, и единые, и справедливые. Вопрос в оттенках, которые всё более и более становятся неформальными. Помните, у школьной формы на рукавах были нашивки двух типов – красные и синие. Продавали форму и с теми и с другими, и даже и вовсе без нашивок. И с синими и с красными нашивками ты всё равно оставался школьником, вместе со всеми ел остывшие сосиски в столовой и слушал учительницу химии. Зато, если что, это был повод объединиться – синие против красных или красные против синих, и ради спорта устроить небольшую потасовку. В переменке, само собой. Вот и всё различие. Такое же, как всем понятно, и у «партийных списков». Время такое, когда важнее личности, индивидуализм на дворе махровый. Поэтому и борьба пойдёт, да и уже идёт, на уровне индивидуальном, личностном.
А так как с сильными и влиятельными личностями, имеющими какой-никакой авторитет, у нас в области, как и со многим другим, напряг, то товар приходится импортировать, чтобы не вышло промашек и не попали бы на заветные места не те авторитетные личности, что надо.
Собственно, непосвященным кажется, что и вся фабула предстоящих выборов – борьба за заветные корочки нескольких местячковых авторитетов между собой и решение договоренностей с Москвой. Банально и всем понятно. Тогда откуда 91 человек? Кому вдруг захотелось безо всяких шансов тратить своё время на внутрипартийные игрища, где ты – элемент представления? Речь об отборе кандидатур на комиссиях, где надо произносить речи непонятно с какой целью. И если с 16 кандидатурами из списка всё понятно – их выдвинула сама «ЕР» для массовости, то что двигало остальными 70 с лишним человеками? Желание поучаствовать в большой политике? Может, ими двигала воля народа, которая вдруг вдохнула жизнь в безжизненный «Народный фронт»? От этого становится смешно, настолько это нелепо, ведь «воля народа» предполагает, что под словом «депутат» должно подразумеваться именно то, что написано в словарном определении. А там написано, что депутат – это лицо, выбранное группой граждан для представления своих интересов во власти. А если разговор идёт о «воле народа», то получается, что группа граждан – это и есть народ.
Увы, но у нас «группа граждан», выдвигающая депутатов, – это вовсе не народ. Остальное же всё верно – депутат представляет интересы именно этой группы, которую зачастую и возглавляет. И именно эта «групповуха» и убивает весь смысл любых выборов. Борьба на уровне личностном на деле оказывается борьбой кланов, выбирающих себе «говорящих голов» – хедлайнеров «выборов».
16 человек, выдвинутые «ЕР», – это и есть реверанс «головам», показатель того, что свой потенциал эти товарищи ещё не истратили. А вот остальные 70 с лишним членов списка – это, увы, лишь желающие показать свою близость и вовлеченность. И тут на местном уровне «Единая Россия» сыграла весьма красиво, правда, сценарий придумали, увы, в Москве, и, что ещё печальней – типовой для всех регионов.
Дело в тонкой психологии – «Народный фронт» и распиаренный праймериз работают не только на голоса, но и на то, чтобы показать тем, у кого синие нашивки, но сильные кулаки, что отныне в школу они могут зайти только с заднего хода. Проще говоря, нам всем на местном уровне показали, что игры кончились и никто больше продолжать играть в демократию и «желтые штаны» не будет. Время сильных личностей сменилось на время «хедлайнеров», а значит, на народное напряжение никто уже оглядываться не будет.
На практике это означает, что никаких шансов у всяких Харловых и прочих Куринных нет и не будет. Более того, возня с «фронтом» и списками ясно показывает, что обозначиться в них надо всем близкополитическим общественникам, иначе будет плохо. Так и случилось – кто хотел, отметился. А отметившись, назад дороги нет, а значит, единственный ресурс действующих по старинке с упором на индивидуализм – неожиданные и порой парадоксальные союзы и внезапные поддержки с самых странных сторон – оказался подрубленным на корню. А значит, закончилась и местная политика, не успев родиться. Больше «искусства разборки между интересами» у нас нет, так как нет и тех, кто готов разбираться. Всем, кто уловил этот тренд, но всё ещё имеет какие-то интересы на деле остаётся одно – паковать чемоданы, иначе паровоз задавит, даже не успев разогнаться.
И такая же ситуация во всех без исключения регионах, срежессированая в Москве. Переход из плоскости групп влияния в плоскость виртуальных баллов за всяческие реверансы в ту или иную сторону – это без сомнения гениальная стратегия. Жаль, что и Ульяновская область на неё полностью повелась…