Михаил Белый

Гаишики избили 17-летнего водителя.

В Ульяновской области двух сотрудников ГИБДД заподозрили в избиении 17-летнего подростка, севшего без прав за руль. Один из напавших – сын районного прокурора. Отец гаишника признает, что водитель был отстранен от управления транспортным средством «с применением физической силы», но утверждает, что подросток оказывал сопротивление.

В Чердаклинском районе Ульяновской области проводится проверка по обвинению инспекторов ДПС Е. Письмаркина и А. Павлюкевича в избиении 17-тилетнего водителя Александра Кашланова во время задержания. Инцидент произошел еще 11 июля, однако проверка началась только сейчас. Руководитель пресс-службы ГИБДД Ульяновской области Светлана Яшнова рассказала «Газете.Ru», что в тот день в Чердаклинском районе сотрудники ДПС заметили автомобиль ВАЗ-21063, разворачивающийся через сплошную линию разметки: «Когда они заметили это, то потребовали водителя остановиться. Однако водитель проигнорировал это требование. После этого инспекторы включили проблесковые маяки и организовали преследование». По ее словам, во время задержания водитель ВАЗ-21063 оказал сопротивление. «Нанес нашему инспектору незначительные повреждения и повредил форменное обмундирование», – отметила представитель ГИБДД и заявила, что материалы на водителя переданы в Следственный комитет. На 17-летнего Кашланова были составлены протоколы, однако подписывать их он отказался.

Версия представителей несовершеннолетнего водителя сильно отличается от версии ГИБДД.

По словам адвоката Александра Басманова, двое молодых людей – Александр Кашланов, его 19-летний друг (он пожелал остаться неназванным, так как не хочет участвовать в дальнейших разбирательствах с полицией) – пилили лес недалеко от своего родного села Лощина в Чердаклинском районе Ульяновской области. С ними был восьмилетний мальчик, живущий в том же селе. Когда в бензопиле кончилось горючее, молодые люди поехали на АЗС на машине ВАЗ-21063, принадлежащей брату Кашланова. Выезжая с заправки, они пересекли сплошную. Это заметил наряд ДПС и потребовал, чтобы они остановились.

«Находившиеся в машине мальчишки испугались. За рулем был 17-летний Александр Кашланов, который взял машину у своего старшего брата. Водительских прав у него не было. И они не стали останавливаться по указанию инспекторов», – рассказал адвокат, представляющий интересы Кашланова. Погоня прекратилась после того, как машина ДПС перегородила дорогу нарушителям. «Они остановились, после чего, по словам подростков, инспектор Письмаркин подбежал к машине и начал избивать водителя. Инспектор начал наносить удары по туловищу, по голове. Пассажира, 19-летнего парня, милиционеры вытащили из машины, заломили руки, прижали к земле и стали требовать, чтоб тот «жрал землю», – пояснил Басманов. Он также отметил, что свидетелем произошедшего стал восьмилетний мальчик, находившийся в салоне автомобиля.

«Затем Павлюкевич потребовал, чтобы водитель встал около машины, и нанес Кашланову два или три удара ладонью по голове. Затем, по словам Кашланова, к нему опять подскочил Письмаркин, ударил его в живот, затем по голове. И лишь после этого они стали спрашивать документы на машину», – сообщил адвокат.

Затем автомобиль, на котором передвигались подростки, сотрудники Госавтоинспекции отогнали на штрафстоянку. Мать Кашланова вместе с родственниками поехала в Чердаклинское РОВД за сыном. «Самого Кашланова тошнило, у него болела голова, в области виска образовалась опухоль. Инспекторы предложили матери договориться по-хорошему: мы вас не видели, и вы нас не видели. Но мать их слушать не стала, посадила сына в машину, но милиционеры не давали им уехать в больницу, заблокировав ее машину. Тогда женщине пришлось вызвать «скорую помощь», – рассказал Басманов. Он также сообщил, что приехавшие врачи измерили у парня давление – оно в тот момент составляло 180/90.

Позднее, когда матери все же удалось доставить сына в больницу, врачи зафиксировали у него закрытую черепно-мозговую травму, а также ушибы головы, лица и тела. Кроме того, Кашланов в добровольном порядке прошел медицинское освидетельствование, которое, по данным Басманова, показало, что парень был абсолютно трезв. Сейчас Кашланов продолжает наблюдаться у невропатолога.

«После произошедшего мать Кашланова сразу подала заявление в правоохранительные органы, но никакого движения по делу нет. Более того, родственникам подростка уже дали понять – если не заберут заявление, то виноватым может оказаться сам Александр – он якобы и сотрудников ГИБДД избивал, и машину угнал», – пояснил адвокат.

Родственники Кашланова не скрывают, что за руль парень сел, не имея водительских прав, однако подчеркивают – это не повод, чтобы жестоко избивать человека, и требуют привлечь сотрудников ДПС к ответственности. Мать Александра Кашланова также боится, что дело, учитывая статус отца инспектора ГИБДД, могут просто замять.

Прокурор Чердаклинского района области Николай Письмаркин, сын которого оказался в центре разразившегося скандала, рассказал «Газете.Ru», что в настоящее время по данному факту доследственную проверку проводит Чердаклинский межрайонный следственный отдел.

«Не хочу, чтобы меня обвиняли в необъективности. Поэтому я сам обратился к прокурору Ульяновской области с просьбой, чтобы надзор за вынесенным Следственным комитетом решением по этому делу осуществлялся не мной, а прокурором Заволжского района Ульяновска», – сообщил Письмаркин.

Он также отметил, что задержанный подросток не имел права управлять транспортным средством, однако, несмотря на это, он перевозил людей в машине, в том числе малолетних. Николай Письмаркин убежден – его сын с напарником действовали правильно, отстранив водителя от управления «с применением физической силы». «В машине, которая не остановилась по требованию, мог находиться угонщик, насильник, террорист или экстремист», – объяснил прокурор.

Отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о том, не переусердствовали ли при задержании милиционеры, Николай Письмаркин заявил: «После нашего разговора меня тошнит и голова кружится… С таким же успехом и мне поставят «черепно-мозговую травму».

Прокурор утверждает, что нарушитель задержанию активно сопротивлялся, порвал рубашку его сына и оставил ссадины. Он также не исключил, что нарушитель мог получить травму сам, пока пытался скрыться от инспекторов. По мнению Письмаркина, никаких нарушений гаишниками допущено не было. «Может, парня, который за рулем был, нужно было кончиком пальчика за ухо взять?» – недоумевает прокурор.

По его словам, встает и другой вопрос: как подросток оказался за рулем машины. Если сделать это Кашланову разрешил старший брат, тогда тот, в свою очередь, может быть привлечен к ответственности. В том случае, если парень завладел машиной сам, то это следует рассматривать как угон, пояснил Письмаркин. Но заявление об угоне автомобиля от родственников Александра Кашланова не поступало.

Руководитель Чердаклинского межрайонного следственного отдела Алексей Малафеев подтвердил «Газете.Ru», что в настоящее время проводится проверка. «По ее результатам будет принято решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении дела», – пояснил он.