Печальным сообщением открыл губернатор Сергей Морозов выездное заседание правительства по вопросам работы детских оздоровительных лагерей (ДОЛ – авт.) региона. Буквально на его глазах в Ульяновске попали под автомобиль бабушка с семилетней внучкой, переходившие дорогу в неположенном месте. Внучка погибла. Бабушка оказалась в больнице. Губернатор сделал несколько неожиданный вывод: «Вот если бы внучка была в оздоровительном лагере, всё для неё было бы хорошо».
Далее разговор пошёл в рабочем русле. Участники встречи были единодушны: летняя оздоровительная кампания детей требует, как никогда, внимательного подхода. Причин такого подхода как минимум две.
В первом полугодии 2011 года прокурорами области в сфере защиты прав несовершеннолетних жителей региона выявлено более 3150 нарушений. С целью их устранения внесено 540 представлений. Опротестовано более 260 незаконных правовых актов. В суды направлено свыше 500 исковых заявлений. К административной ответственности привлечено две сотни должностных лиц. Создаётся впечатление, что судьбой детей у нас мало, кто озабочен. Зато желающих посягнуть на их права – хоть отбавляй.
Вторая причина в том, что предприятия всех форм собственности под различными предлогами стараются избавиться от стоящих у них на балансе детских лагерей. Оправдать их нельзя, хотя понять можно: прибыль превыше всего. А детские оздоровительные лагеря стали, как гири на ногах. Правительство области для себя решило так: всех, кто не хочет или не может содержать детские лагеря, неволить не надо, насильно мил не будешь. Теперь важно другое: приобрести эти лагеря в государственную или муниципальную собственность, найти для них эффективных собственников. Как это делают, например, в Тереньгульском районе.

Дневные ДОЛы – некий «суррогат»

На проведение оздоровительной кампании в 2011 году из районного бюджета выделено 487 тысяч рублей. Это, заметим, на 37 тысяч больше, чем в прошлом году. При этом планируется охватить летним отдыхом практически всех школяров, а их в районе 1570 человек.
К проведению кампании готовились основательно. На каждого ребёнка завели социальный паспорт. На особый контроль взяли ребятишек из семей, находящихся в социально-опасном положении и стоящих на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних.
Самой массовой формой отдыха оказались ДОЛы дневного пребывания. Их общее число в районе составляет полтора десятка. Финансируются они на средства района, Минобразования и Минтруда и соцразвития. Общее количество детей в этих лагерях составляет 438 человек из различных категорий семей.
Здесь, правда, мнения разошлись. Министр труда и соцразвития региона Анатолий Васильев не скрывает, что в таких ДОЛах отдыхают, в основном, дети из неблагополучных семей. При этом, заметим, отдых, чаще всего, заключается лишь в бесплатном питании. Во всём остальном дети бывают зачастую предоставлены сами себе.
Губернатор видит в таких лагерях некий «суррогат» оздоровительного отдыха. Чтобы они на самом деле не были такими, требуется практиковать в них широкие программы культурного досуга, дающего пищу уму и сердцу наших юных сограждан. А вообще, по его мнению, этот вопрос требует отдельного рассмотрения.
Заместитель председателя правительства региона Тамара Девяткина, напротив, считает, что ДОЛы дневного пребывания очень популярны. Достаточно сказать, что городские лагеря у нас переполнены. Правда, тут же следует оговорка, что такая «популярность» во многом объясняется позицией родителей. Они чувствуют себя намного спокойнее, когда любимые чада у них на глазах.

В чем причина родительского недоверия?

А может быть дело в другом? Лагерь, согласитесь, не панацея от всех бед. Между тем в наш просвещённый век папы и мамы хорошо осведомлены, что последние несколько лет на территории области довольно острой была проблема безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Усиливалась активность молодёжных группировок. Как говорилось на недавней коллегии областной прокуратуры, принятыми мерами в первом полугодии 2011 году удалось значительно сократить количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых малолетками. Уточним, сократить, но не ликвидировать. Опять же, количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в целом по области уменьшилось всего на 5,6%. Согласитесь, цифра невелика. Хотя это лучше, чем ничего.
Не будем забывать и другое. Недоверие родителей к организаторам отдыха перенеслось из школы, где отношение к детям порой не поддаётся никакой оценке. Давайте вспомним события не таких уж и давних дней. В Заволжском районе Ульяновска получил 18 лет колонии тренер-педофил, который «забавлялся» с мальчишками-малолетками. Известны примеры, когда детей, как в городе, так и в селе, учителя били учебниками по голове, линейкой, а в Цильнинском районе и электропроводом. Так уж пусть родное чадо будет «под боком»: так спокойнее.

Проблемы на лицо

На совещании также озвучили, что в уходящем месяце было 180 мероприятий с общим охватом почти 22 тысяч детей. Надо бы радоваться. Но выясняется, что нет возможности отправлять детей из одних лагерей в другие на спартакиады, особенно если речь идёт о больших расстояниях: нет транспорта. Прошло больше половины лета, а проблема почему-то «всплыла» только сейчас.
«Какая-то не такая» получилась информация у представителей Роспотребнадзора. На вопрос губернатора о том, как у нас обстоят дела в части контроля над организацией питания, прозвучал бодрый ответ: «Всё нормально. Тесно работаем с Минобразования и Минтруда. Провели 234 проверки, в 233 случаях выявлены нарушения». На шутку не похоже, тем более что «команды шутить не было». Но и в серьёзность заявления не верится. А ёрничество в таких случаях более чем неуместно.
Зато на полном серьёзе прозвучало заявление уполномоченного по правам ребёнка при губернаторе Ульяновской области Людмилы Хижняк. Она отметила, что есть моменты, когда на бумаге запланирована одна формы работы, а на деле, как показывают проверки, реализуется совсем другая. Объяснение одно: руководители ДОЛов после организационной суеты очень быстро расслабляются, начинают терять контроль над детьми и ситуацией. Это недопустимо. И хорошо, если наспех сделанная работа обходится без последствий для детей.

Виктор Никитин