Несколько лет назад на любительском ралли «Холмы России» блистал странный для подобного состязания «болид» – синий горбатый ЗАЗ модели 965. Самое интересное, что ЗАЗ порой не уступал более мощным соперникам. Дело, скорее всего, было в легкости машины и в её знаменитой «косолапости», которая как нельзя лучше подходит для раллийных условий. Примерно в те же годы по городу разъезжал своеобразный eyestopper – желтый «горбатый» с черной крышей. Через некоторое время оба этих автомобиля куда-то пропали и больше «горбатых» в городе видно не было. Остались ли у нас эти симпатичные машинки, и как вообще поживает любительское ретро в Ульяновске, мы и выяснили.

Синий колобок

В 2006 году Игорь учился в 11 классе Старомайнской школы. К этому моменту парень имел серьёзный опыт обращения с «железом». Помимо обычных велосипедов, мотоциклов и мопедов, Игорь уже занимался и более серьёзными «агрегатами». В частности, в 12 лет самостоятельно разобрал по винтикам старый «Москвич». Теперь захотелось больше творчества, а трудности уже не останавливали. Решено было искать «горбатого», как особо харизматическую модель, и восстанавливать его.

Оказалось, что это не так просто, как кажется. «Запорожцев» в райцентре сохранилось на удивление много, порядка десятка, но проявилась серьёзная проблема – их стали сдавать в металлолом. «Батя звонит, а машину уже сдали» – говорит Игорь. В итоге после долгих поисков был найден приемлемый вариант. Купленный за 2000 рублей голубой «Запорожец» на «галстуке» переместился в гараж родителей парня. «Горбатый» 1968 года выпуска за такие деньги был, само собой не на ходу. Но хуже всего то, что у легенды был крайне пожеванный кузов. «Это был колобок» – говорит Игорь.

Весной началось восстановление. Кузов удалось привести в более-менее приемлемый вид с помощью местного кузовщика. При этом восстанавливать «морду» пришлось по чертежам и фотографиям. «С целым передком «горбатых» почти не осталось» – говорит Игорь. Проблема в одноконтурной тормозной системе, при отказе которой зазик сразу тюкается носом. Но и с этой проблемой справились – облитый «Мобихелом» кузов пусть и не выглядел «как с завода», но смотрелся вполне прилично.

Настала очередь двигателя. Игорь собрал его в оригинальном варианте, но, к сожалению, движок не запускался, поэтому поездить на «горбатом» весной не удалось. А осенью парень поступил в ульяновский вуз и уехал из Старой Майны.

Казалось бы, увлечение должно было забыться за повседневными делами. Но Игорь не оставил свою мечту и периодически наведывался в гараж к своему «колобку». Одновременно начались и серьёзные поиски единомышленников и запчастей. Игорь изучал объявления, читал тематические форумы, искал «горбатых» по дворам и свалкам… За несколько лет удалось накопить множество недостающих «железок». Увы, но почти все они относятся к двигателю и трансмиссии. «С кузовными элементами, а в особенности с декором, серьёзные проблемы» – говорит Игорь. Отдельная история с хромированными элементами и светотехникой – найти оригинальные элементы почти невозможно. Но парень не сдавался, и ему удалось найти даже такие редкие детали, как родные поворотники. Конечной целью Игорь ставит восстановление «горбатого» в максимально близком к заводскому состоянии – «всё равно ездить постоянно на таком автомобиле сегодня невозможно, а для пары выездов на выходных лучше оригинал».

И всё бы хорошо, но совершенно случайно вскрылась проблема с документами. Машину Игорь покупал по «генералке», так как тащить её на тросе в Новый Город для перерегистрации было нереально. Через несколько лет отец парня решил узнать, всё ли нормально с документами на «зазик». Оказалось, что нет – автомобиль оказался в базе утилизированных и угнанных машин. Предыдущему хозяину, по словам Игоря, при утилизации другого автомобиля предложили подписать какие-то бумаги и на «запорожец». Он их и подписал не посмотрев, тем самым лишив «запорожец» всякого права появляться на дорогах общего пользования.

Оказывается, что проблема с документами чуть ли не основная у любителей советского ретро. Сегодня нормально оформленных в ГИБДД «запорожцев» осталось крайне мало. Подавляющее большинство либо не имеют никаких документов, либо имеют «бумажки», оформленные на давно умерших хозяев. По понятным причинам связываться с крайне сложной процедурой перерегистрации через восстановление документов и вступление в наследство никто не хочет. В результате в лучшем случае такие машины разбираются «на гайки», а в худшем – прямиком отправляются на базу «Вторчермета».

Свою лепту внесла и «путинская» программа утилизации. В её рамках сгинуло чуть ли не большинство «олдтаймеров» с документами. По этой причине выросла и средняя цена тех же «горбатых». Если 5 лет назад «колобка» можно было купить и за 2 -5 тысяч рублей, то сегодня цена таких же по состоянию агрегатов достигает 20 тысяч.

Игорь настроен документы восстановить, благо предыдущий хозяин автомобиля доступен. Конечно, проще на затею попросту плюнуть, но парню жалко расставаться с мечтой, да и вложенного труда тоже жалко. А вот денежный вопрос стоит не столь остро. По словам Игоря, на автомобиль он потратил в общей сложности не больше 25 тысяч рублей. И это при том, что накопил серьёзные запасы запчастей и полностью восстановил кузов. «Кому 300 рублей дашь, кому 500, а кто и так отдает» – рассказывает Игорь о покупке запчастей.

Запустить двигатель, дособрать салон и наконец прокатиться на своём «колобке» парень планирует уже в этом году.

Красный эксклюзив

ЗАЗ 965, выпущенный в 1963 году, до сих пор на ходу и способен разогнаться до 110 км/ч. Его владелец – ульяновец Василий Кутенёв – уже шесть лет доводит раритетный «горбатый» запорожец до совершенства, однако работы предстоит еще много. За 6 лет на машину потрачено около 40 тысяч рублей.

«Мы ее пригнали из Алатыря – своим ходом. На ней почти не было тормозов. И мы сразу ей занялись – сначала пороги меняли, готовили к покраске. Сначала машина была белая».

Запорожец не только на ходу, но и оформлен как полагается – машина стоит на учете, с номерами, застрахована. «Недавно ездили в Енганаево, разгонялись до 110 км/ч. Кстати, кушает очень мало – в районе 6 литров 76-го бензина», – радуется Василий.

Василию поступали предложения о продаже машины. «Но я не соглашаюсь. Им нужен кузов на драг-рейсинг», – защищает раритет Василий.

Салон был, можно сказать, родной. Поменяли сиденья – они с восьмерки, заднее сиденье родное. «Обтягивал панели кожзамом, ручки на дверцы вставил. Руль был родной, но слишком большой, до лобового стекла кулаками доставали, поэтому решил поставить другой, маленький, крутить его легко. Верх шестерочный новый». Стекла у запорожца родные, а дворники нашли на такой же машине – но только стоящей на свалке. Магнитола Sony в машине тоже, можно сказать, эксклюзив – в свое время стоила полторы тысячи долларов. Вообще же музыке Василий уделил особе внимание: в дверках динамики, сзади мощные блины с подиумами. «Все это очень хорошо играет», – говорит владелец раритета.

Двигатель тоже не родной, а более поздней модели – 40 лошадиных сил. Изначально был 28-ми сильный – он тоже в гараже стоит. Из-за того, что мотор не родной, капот до конца не закрывается – его тоже доработать придется.

«У меня еще синий запорожец был, я его продал – на нем в 2006 и 2007 гг. участвовал в ралли «Холмы России», даже есть медали за 2 и 3 места. Там участвовали Жигули, москвич, Волга, – я их делал! Так как ралли любительское, хотя там есть и профи-класс, то в нем участвуют обычные стандартные автомобили, на него клеят номер, рекламу спонсора и требуется небольшой взнос. Были и призы, хотя ездили не ради призов. Надо было видеть изумленные лица!»

Реагируют по-всякому, рассказывает Василий. Но больше по-хорошему. «Вот на нем, когда выезжаешь на улицы Ульяновска, оборачиваются все, смотрят, тычут пальцем. Все, кто обгоняют, моргают аварийками, сигналят, машут. Это очень приятно! Я счастлив, когда катаюсь на нем».

Жена Василия, Анна, рассказывает, что и родители мужа, и она сама его увлечению никогда сильно не препятствовали. «Даже в сложные экономические времена, мы его не хотели продавать». Кстати, она сама не прочь сесть за руль раритета, однако старается не разгоняться – по городу больше 60 не ездит. Автолюбитель, естественно, много времени проводит в гараже, вся одежда в мазуте, иногда ее и некогда поменять. Муж постоянно покупает запчасти, что-то делает и совершенствует. «Но это лучше, чем наркомания и воровство», – смеется Анна.

«Как средства какие-то есть, понемножку вкладываю. Сейчас на нее практически нет времени, вот эту машину делаю», – рассказывает Василий, указывая на стоящий неподалеку Форд. – Все делаем сами, в автосервис почти не обращаемся, если что нужно узнать, смотрим в интернете. Мне интересно как машиностроение шагает вперед, поэтому сейчас занимаюсь практически только Фордом. В своем Запорожце я уже досконально изучил механическую подачу топлива, сейчас разбираюсь в электронной – может, и сюда поставлю».

Интересно, что за все 6 лет раритетный «Запорожец» ни разу не останавливала милиция. «Когда автомобиль еще не был оформлен, я поехал на Холмы России, так дежурившие там милиционеры даже не спросили документы на машину, а долго и внимательно ее рассматривали и изучали», – удивляется Василий.

Живые старики

Как говорит Игорь, у нас в городе есть только один более-менее живой клуб любителей старых автомобилей – любителей ВАЗ 2101, «копеечники». «Они собираются, вместе ремонтируют машины» – говорит парень с легкой завистью. В его мечтах сделать что-то подобное и для «зазоводов». Увы, но вряд ли это возможно – признаёт сам Игорь. Других «запорожцев», которые бы активно восстанавливались или были бы на ходу, в городе больше нет. Те же, что есть, находятся в плачевном состоянии и о реальном «восстановлении» речи в их случае не идёт.

По сути, развалился и ретро-клуб, который несколько лет назад объединял почитателей старой техники. Теперь его участники лишь иногда собираются по интересам – «волгари» отдельно, «победчики» отдельно. И это при том, что интерес к советскому ретро в последнее время растёт.

И находятся даже те, кто делает на этом деньги. Как рассказал Игорь, в городе есть мастерская, которая на профессиональном уровне занимается восстановлением кузовов олдтаймеров. По-видимому, именно их объявления стали всё чаще попадаться на глаза на столбах: «куплю старые авто в любом состоянии». Кузова и полностью отреставрированные автомобили неплохо продаются в частные коллекции. Подобный бизнес в последние годы становится всё более прибыльным. Так, местная мастерская уже успешно продала ряд отреставрированных автомобилей в другие регионы. Увы, но «горбатых» среди них не было…

http://ulgrad.ru/?p=64249