Вот уже много лет у нас не утихают споры о том, как сделать Ульяновск привлекательным для туристов. И даже кое-что делается в этом направлении – благоустраивается исторический центр города, появляются все новые и новые музеи в пределах заповедника «Родина В.И. Ленина».
Подобные процессы идут и в других поволжских городах: везде заметно стремление придать им «лица необщее выраженье». Так, может быть, есть смысл посмотреть, как обстоят дела у соседей, а потом – объединить усилия? Потому что трудно заманить туриста на неделю-другую, к примеру, в Саратов или Нижний Новгород. Иное дело – тур с посещением ряда поволжских городов: Саратова, Ульяновска, Казани, Нижнего Новгорода и других.
Турист на распутье
Как известно, отечественный турист по-прежнему стремится в дальние и к тому же теплые страны. В основном это Турция и Египет. Возродить интерес наших людей к российским достопримечательностям можно только одним путем: обратить в нашу пользу пресловутую диаду «цена – качество». А сделать это очень непросто.
Если отбросить частности, туристу необходимы две основные вещи: временный кров, то есть надежная крыша над головой, и сам туристический «контент» – познавательно-развлекательная программа. А здесь соотношение цена-качество играет наиважнейшую роль.
Средняя зарплата в России, по данным Росстата, на конец прошлого года составляла чуть более 21 тыс. рублей. В то же время Федерация независимых профсоюзов утверждает, что за прошедшее полугодие реальная зарплата снизилась на 20%. А средняя зарплата учителя нынешним летом едва превышает 10 тысяч рублей. Как видим, вопрос запутанный. Если, приняв во внимание поправку ФНП, вычислить среднее арифметическое, то выходит вот что: 13 тыс. 400 рублей. Это и есть реальная зарплата у нас в стране на середину 2011 года. Так что именно в таком приблизительно размере получил нынешним летом так называемые «отпускные» среднестатистический россиянин. Как раз с такой суммой в кармане я и отправился в импровизированный тур по городам Поволжья. Но мне этих денег конечно же не хватило. Пришлось доставать заначку.
Деньги на бочку!
Лето считается у транспортников «высоким» сезоном – в это время цены на билеты достигают своего апогея. Так что отложим на переезды из города в город 5-6 тысяч. На питание, по самым скромным подсчетам, требуется 450 -500 рублей в день. Если отпускной тур будет продолжаться хотя бы неделю, то наш турист проест за это время 3 – 3,5 тыс. рублей. Остаются неистраченными 4 тысячи, которые и пойдут в уплату «крыши над головой».
Отсюда делаем очень важный вывод: туристу, который отважится посетить несколько поволжских городов, нужны дешевые гостиницы – от 650 рублей в сутки «с носа». Но таких гостиниц у нас просто-напросто нет. В 60-е – 70-е годы прошлого века в нашей стране активно строились гостиницы «тур-класса» с дешевыми двухместными номерами. Но в современных поволжских городах, как мы знаем, реализуются более амбициозные планы: где-то будет строиться гостиница Hilton, а где-то – отель Sheraton.
Самый дешевый одноместный номер в Саратове можно снять за 2 тыс. рублей, в Нижнем Новгороде – за 1,5 тысячи. Причем цены накручены самым бессовестным образом. Делается это за счет так называемых «дополнительных услуг». В Саратове к числу таковых относились холодильник и телевизор. Холодильником я не воспользовался, но телевизор включил и даже немного попереключал каналы. А главный «сюрприз» состоял в том, что из горячего крана текло, а из холодного даже и не капало – коммунальные службы города проводили свои очередные «испытания».
В Нижнем Новгороде неподалеку от Московского вокзала мне показали гостиницу «Старый отель», где я и остановился. В номере я обнаружил допотопный телевизор, громоздкую душевую кабину (которая не работала – мыться приходилось в общей душевой), в углу у окна зачем-то стоял кожаный диван, а в противоположном углу находилась необъятных размеров кровать, хотя номер считался одноместным. Зато в этом номере не было совершенно необходимых вещей, а именно: туалетной бумаги, зеркала, шкафа для одежды, стола, стула и минимального набора посуды.
В двух шагах от «Старого отеля» располагались пельменная и целых две закусочных. Пельменная оказалась банальной забегаловкой, а вот в одной из закусочных борщ был наваристым, лангет сочным и хорошо прожаренным, посуда чистой, и еду подавала приветливая официантка. Но что удивительно, цены в пельменной и закусочной были одинаковыми.
Ожерелье поволжских городов
Главной приманкой для туристов наши города-соседи не сговариваясь сделали пешеходные улицы. В Саратове это улица Кирова (бывшая Немецкая). В Казани – улица Баумана. Нижегородским «арбатом» стала улица Большая Покровская. На всех этих улицах имеются уникальные памятники архитектуры (в основном начала XX века – «модерн», «неоготика», «эклектика» и т.п.). Там расположены дорогие магазины, рестораны, кафе, закусочные под навесом, а то и просто под открытым небом. На этих улицах много памятников – как серьезных, так и комичных. Фотографироваться на фоне таких памятников – любимое занятие туристов. Там продают мороженое, напитки, торгуют сувенирами мастера народных промыслов, тусуются любители брейк-данса, играют на всевозможных инструментах самодеятельные музыканты.
На этих улицах нередко располагаются театры и кинозалы. Причем театральный сезон продолжается до конца июня и даже захватывает июль. Так, в конце июня мне довелось посмотреть два балетных спектакля в Саратовском академическом театре оперы и балета (билеты в партер – 180 рублей). А 9 июля я попал на премьеру в Нижегородском академическом театре драмы. Причем это был не просто спектакль, а бенефис – зрители чествовали своего любимого актера Анатолия Фир-сова (партер – 300 рублей).
В Ульяновске с «чисто» пешеходной улицей как-то не сложилось. Гончарова – улица бульварного типа, и она действительно является полноценным прогулочным бульваром, но только в праздничные дни становится исключительно пешеходной. Кое-где обсуждаемая идея сделать пешеходной примыкающую к центру города часть ул. Федерации представляется мне не очень удачной.
У нас своеобразный город, и «для гуляний» тут есть, во-первых, эспланада, соединяющая две центральные площади, которые носят имя одного и того же знаменитого земляка, а во-вторых, – пешеходный бульвар Новый Венец. А еще, кстати говоря, имеются Средний Венец и Северный Венец, которые в настоящее время выглядят весьма неприглядно. Сделать Венец сквозным (от филармонии до парка Юности) и обустроенным – вот достойная задача для города. Тем более что в Ленинском районе наблюдается строительный бум, там растет численность жителей, которые нуждаются в благоустроенной и современной рекреационной зоне.
Центр – сила!
Однако одной пешеходной улицы недостаточно, чтобы заинтриговать туристов. Им еще необходим какой-либо исторический объект. Например, в Нижнем Новгороде внимание приезжих привлекают стены и башни кремля. И вот тут гостей города ждет разочарование. Едва войдя в ворота, люди понимают, что здесь их, собственно, не ждут. Ну, предлагают незамысловатые сувениры в двух-трех лавочках. Только ведь сувениры – это десерт, а сначала нужно основное блюдо. В качестве такового туристам предлагают выставку военной техники советской эпохи, а еще – маленькую, тесную Архангельскую церковь. Всю остальную территорию кремля, а это несколько гектаров, занимают всевозможные учреждения и ведомства. Увы и ах! Бюрократия победила коммерцию и здравый смысл.
Похожая ситуация наблюдается и в Ульяновске. У нас значительная часть исторического центра превращена в режимную зону со всеми присущими ей атрибутами: забором, колючей проволокой, КПП с вооруженными людьми. Я имею в виду суворовское училище. Раньше здесь располагалось танковое училище, а еще раньше – Симбирский кадетский корпус (создан в 1873году). Однако во времена кадетского корпуса тут никаких заборов не было, руководство танкового училища также улицы не перегораживало. Обширная режимная зона возникла именно после переселения сюда суворовцев. В результате с карты города исчезли Краснознаменный переулок и значительный кусок улицы Льва Толстого, войдя в состав военно-учебного городка. А между тем, в старом Симбирске именно этими путями горожане могли попасть на Соборную площадь и выйти к Троицкому собору.
Безусловно, военно-учебный городок нам нужен. Но почему он расположился в исторической части Симбирска-Ульяновска? Возможно, было бы правильным переселить суворовцев в освобождающиеся здания двух других военных училищ – технического и связи. Понятно, что этот вопрос придется утрясать с Министерством обороны РФ, которое, надо полагать, имеет имущественные права на спорные объекты, но овчинка стоит выделки.
А если сделка-выделка состоится, то освободившаяся площадка может стать полигоном для будущей «туристической мекки». Тут найдется место и ля гостиниц (как элитных, так и «бюджетных»), и для музеев, и для театров, а также ресторанов, кафе и закусочных. А на возвращенных городу улицах-переулках смогут появиться памятники, рядом с которыми будут фотографироваться гости города.
А главное, именно отсюда туристам удобно будет отправиться в прогулку по городу по любому понравившемуся маршруту.
«Стамбул – город контрастов»
Все помнят эту фразу из «Бриллиантовой руки». Контрасты есть в любом городе. Важно, чтобы они не сильно напрягали горожан и гостей города. И не мешали развитию туризма.
Ведь что такое туристический бизнес? Это умение профессионально принимать гостей. А гостям рады лишь тогда, когда в доме все хорошо. Если же в доме не совсем благополучно, гости будут некстати.
Владимир Янушевский
Ульяновск – Саратов – Нижний Новгород – Ульяновск.