В Ульяновск приехали разведчики России. Действовать надо как можно тише и незаметнее, и награда — несколько часов сна — обеспечена.
В эти дни леса и поля в окрестностях Ульяновска прочесывают отряды разведчиков. Ползая по земле, ныряя в воду и часами маскируясь и выжидая, они преследуют одну задачу — найти и обезвредить диверсантов. Тихо, скрытно, незаметно. И чем тише, тем труднее. Всероссийские соревнования разведчиков-десантников — противостояние хоть и условное, но выматывает по-настоящему.
Корреспондент НТВ Михаил Чернов пошел в разведку.
Перед посадкой в самолет их заставляют прыгать по земле — проверяют, чтобы костюмчик сидел. Парашют, автомат или пулемет, комплект химзащиты и сухой паек на несколько дней. С рюкзаками общим весом за 60 килограммов разведчиков выбросят в поле, самые удачливые будут вознаграждены несколькими часами сна.
Геннадий Фридлиндер, главный судья соревнования: «Все, наверное, будет зависеть от того, как они профессионально подойдут к решению стоящих перед ними задач. Если они решат успешно, то четыре часа сна в сутки».
Всероссийские соревнования разведчиков-десантников — это еще и учения для 150 лучших диверсантов страны. «Синие» должны совершить марш-бросок, разыскать и захватить командный пункт «красных». Идеально, если без единого выстрела.
Николай Терещенко: «Тихо, скрытно, незаметно. Пришел, нагадил, убежал».
Рядового Касима Якупова весь день захватывают и на руках носят. Назначенного на роль вражеского «языка», его таскали и вперед головой, и как мешок на плече, и с завязанными глазами.
Касим Якупов: «Лицо вниз опускают, чтобы не видно было, и выносят. Все».
После допроса «языка» разведчики разбираются с языком иностранным. Захваченны секретные донесения на английском, немецком или французском. К обеду ивановские бойцы уже отдыхали, десантники из Тулы потерялись в лесу, условные диверсанты из Ульяновска вновь тащили в кусты рядового Якупова.
Преодолеть полосу химического заражения — как в бане попариться, когда на солнце за 30, под костюмами ОЗК температура не меньше 40. Затем сразу минное поле, колючая проволока, и лишь потом диверсантам позволили искупаться, точнее, переправить на другой берег полцентнера оружия и боеприпасов. С помощью тех же самых костюмов химзащиты.
В первую очередь разведчиков учат быть незаметными. Неожиданно появление будто из-под земли почти всегда гарантирует успех операции. На холме оборудовали семь снайперских позиций, под слоем травы прячутся 14 человек, иногда по несколько часов без движения. Большинство из этих людей лиц не показывают: воевали в «горячих точках», элита десантников. Снайперами в среднем становятся трое из ста — особо терпеливые.
Дмитрий, снайпер: «Это вырабатывается годами, я вот уже видел в своей жизни профессионалов, которые за целый день могут только один раз встать, „Сникерс“ скушать и обратно лечь».
Судьи проверяют все: и бытовые удобства, и маскировку, армейские ботинки, торчащие из-под земли, по правилам тоже желательно присыпать. Сразу после выстрела снайперская пара — стрелок и наводчик — должны быстро незаметно уйти.
Константин, снайпер: «После выполнения этого упражнения пять пар остались живы при условии, что противник очень метко стреляет и сразу их засек».
Судьи суровы: треть снайперов только что погибли. Они слишком долго и неслаженно покидали позицию. Здесь говорят: чем хороши соревнования, так это тем, что если и убьют, то условно.