По мнению экологов, Ульяновску срочно нужен альтернативный источник водоснабжения.

Ульяновск – единственный в ПФО крупный город, “пьющий” из Волги и не имеющий альтернативного источника водоснабжения. По мнению экологов, воду, которая течет сегодня из водопроводных кранов, категорически не рекомендуется использовать хотя бы в детских садах и школах. Чтобы решить проблему, требуются десятки миллиардов рублей, которые местный бюджет просто не потянет.

Вода с илом

Около шести лет назад из Волги вода забиралась для всего Ульяновска. Однако однажды в домах жителей левобережной части города из водопроводных кранов однажды пошла мутная, с сильным запахом сероводорода, вода. Выяснилось, что из-за резкого понижения уровня Куйбышевского водохранилища опустившийся лед прижал ко дну оголовок водозабора. Из-за этого в трубу попала вода с иловыми отложениями. Крупнейший ульяновский микрорайон авиастроителей – Новый город – в срочном порядке перевели на питание из подземного источника – благо, рядом было большое разведанное месторождение.

Жителям правобережья повезло меньше – альтернативного источника водоснабжения здесь нет. Более 400 тысяч человек по-прежнему используют воду, взятую из Волги и очищенную водоканалом.

– А потому получается, что правобережная часть не защищена от любых ЧП, которое могут привести к остановке подачи питьевой воды, – говорит независимый эколог Андрей Салтыков. – Большая часть Ульяновска расположена на возвышенности, и подача воды в гору – дорогостоящий процесс. Плюс к этому – ежегодная борьба с оползнями, очистка воды и так далее. Качество воды же ухудшается с каждым годом.

Прошлый засушливый год показал: ситуация в любой момент может стать катастрофической. Уровень Куйбышевского водохранилища понизился, концентрация вредных веществ в реке увеличилась. В этом году уровень Волги повысился. Но давать прогнозы – что будет дальше, не берется никто.

– В любом случае, ситуация будет ухудшаться от года к году, – считает Салтыков – Дело в том, что жизненный цикл водохранилища близок к завершению. Оно существует более 50 лет, и в настоящий момент умирает. Заиливается ложе, из-за чего остро встает вопрос углубления оголовков водозаборов – чтобы они не подсасывали грязную воду. Нас пока еще спасает зима: в холодное время года баланс в водохранилище более-мене восстанавливается. Но каждый год в Волге развиваются сине-зеленые водоросли, которые потребляют кислород и, разлагаясь, выделяют много токсинов. Водоем насыщается компонентами азотистой, фосфорной группы, а это не может не сказаться на здоровье человека, который пьет такую воду.

Показательная очистка

Буфером между загрязненной волжской водой и жителями Ульяновска выступает водоканал.

– Мы подаем воду, соответствующую требованиям СанПиН. Проверяем ее по 74 показателям. Очищаем воду, в том числе, и хлором. Хлорирование происходит с аммонизацией, это снижает долю хлорорганических веществ в десятки раз. Пить воду из крана можно! Однако если внутренние сети забиты, трубы ржавые, добавляется вторичное загрязнение. Чтобы этого не было, нужно менять трубы на полипропиленовые, нержавеющие, – говорит директор МУП “Ульяновскводоканал” Сергей Савельев.

Действительно, СанПиНу вода, подаваемая в дома ульяновцев соответствует. Вот только экологи давно говоря о том что эти требования нужно менять. В Волге содержится более полутора тысяч вредных веществ. Проверка же, напомним, ведется всего по 74 показателям. Остальное – не учитывается.

– То, что вода в Куйбышевском водохранилище грязная, видно на животных, как на биоиндикаторах, – рассказывает профессор-ихтиолог Владимир Назаренко. – В последнее десятилетие количество рыб-мутантов в Волге значительно возросло. Икра часто погибает – по самым предварительным прикидкам, каждый четвертый кубометр воды в водохранилище загрязнен. Сюда попадают ядохимикаты с полей, поверхностно-активные вещества, входящие в состав стиральных порошков, тяжелые металлы из стоков предприятий. Вода становится мутагенной. Очистные сооружения у нас химического профиля – то есть, чтобы отнять один микроэлемент, нужно добавить другой. Да, ПДК вроде бы не превышены. Но особенность живого организма в том, что клетка может накапливать ядовитые вещества. Даже если они в пределах ПДК. Когда в организм попадает даже мизерная доза мышьяка, он в нем остается, накапливается – до поры до времени. А это может спровоцировать развитие рака и других тяжелых недугов.

Впереди России всей

Ульяновск действительно обгоняет по количеству онкобольных Россию. В стране средний показатель заболеваемости раком – 365 человек на тысячу населения. В Ульяновской области – 409.

– Заболеваемость за последние десять лет в региона увеличилась на 10 процентов. 20 процентов заболевших удается успешно лечить. Если брать последние годы, то в 2009-ом был скачок, по сравнению с 2008-ым. В 2010 ситуация стабилизировалась. Думаю, это связано с тем, что в 2007 – 2008 годах мы начали более серьезно заниматься учетом онкологической заболеваемости, подходить более жестко, чтобы диагнозы с подозрением на рак или недооцененные состояния не уходили из регистра. А потому больных на бумаге стало больше, – пояснил главный врач областного клинического онкологического диспансера Сергей Панченко.

По мнению врача, в том, что ульяновские показатели выше среднероссийских, “виновато” старение населения: рак – это болезнь пожилого возраста. Большинство пациентов онкодиспансера – люди старше 60 лет. Но, кстати, именно в этом возрасте могут проявиться те самые последствия от накопления вредных веществ в клетке. И вода – как продукт, потребляемый ульяновцами ежедневно, может быть к тому причастной.

По мнению экологов, если ульяновские власти ставят перед собой стратегическую задачу продлить жизнь жителей региона, стабилизировать состояние их здоровья, углубление оголовков водозабора в Волге (а на это уже решено выделить деньги из бюджета – потребуется около 60 миллионов рублей) не поможет. Это мера временная и неэффективная – как лепить пластырь больному, требующему операции.

Выход один – брать воду из подземных источников.

Миллиарды на спасение

– Около десяти лет назад был разработан проект обеспечения Ульяновска артезианской водой из подземного месторождения, расположенного в 40 километрах от города, – вспоминает помощник председателя областного заксобрания Юрий Поляков. – Его запасов хватило бы городу не на одну сотню лет. В сутки предполагалось подавать 100 тысяч кубометров чистейшей хрустальной воды. Был разработан проект, пробурили восемь артезианских скважин, проложили дороги, построили насосную станцию и ЛЭП, освоили несколько десятков миллионов рублей… Но наступил 1991 год. Финансирование по понятным причинам прекратилось. Сейчас, чтобы возобновить этот проект потребуется не менее 30-40 миллиардов рублей (на первое время нужно хотя бы 10 миллиардов). Исполнение там несложное. Проблема в том, что все, что было вложено, растащили – насосы, трансформаторы. К тому же, необходимо вновь изучить запасы месторождения – вдруг вода ушла. Подрядчики, желающие взяться за такую работу есть, вопрос упирается в деньги.

Миллиарды рублей на новый водопровод местные власти не потянут при всем желании. Выход один – пробиваться на самый федеральный уровень. Ведь ульяновский случай – уникальный, а вопрос – стратегический… Но пока о реанимации проекта с подземным месторождением в городе не говорят. В регионе закладывают деньги на очистку скважин в сельских населенных пунктах, прокладку новых водопроводов. Дело, несомненно, нужное. Но решать вопрос с водоснабжением Ульяновска, судя по всему, будут, только когда “жареный петух клюнет”.

По мнению экологов, то, что сегодня происходит в Ульяновске, можно назвать бомбой замедленного действия. Чтобы обезопасить себя, они рекомендуют горожанам обязательно очищать водопроводную воду еще и дома – использовать фильтры, кипятить ее. А еще лучше – покупать бутилированную воду (особенно это актуально для детских садов и школ). Но это – пока еще непредусмотренные и довольно большие затраты.

Справка “РГ”

По последним данным, доброкачественной питьевой водой обеспечено 64% населения Ульяновской области, условно доброкачественной – 27% и недоброкачественной – 9% Проверка ульяновского Роспотребнадзора, проведенная в 2010 году, показала, что из всех источников централизованного водоснабжения по санитарно-химическим показателям в Ульяновской области не соответствует нормам 26,5%.

Кстати

О том, что Ульяновску необходима альтернатива, в своей последней сводке санитарно-эпидемиологической ситуации по Ульяновской области заявило и региональное управление Роспотребнадзора: “В связи с тем, что на правом берегу Волжские головные сооружения водопровода являются единственным источником водоснабжения необходимо вернуться к строительству нового подземного источника Барышско-Свияжского месторождения, которое было прекращено в 1995 году. В случае ЧС с источником водоснабжения р. Волга, правобережная часть города может остаться без воды, что приведёт к экологической и гуманитарной катастрофе”, – говорится в сообщении.

Виктория Чернышева

http://www.rg.ru/2011/07/28/reg-svolga/voda.html