Насколько обеспечены в России конституционное право на охрану здоровья и право на жизнь? Несколько конкретных примеров. Вероятность выжить у ребенка больного лейкемией в нашей стране в 3 раза ниже, чем в условиях эффективной налаженной системы медицинской помощи. Вероятность умереть от инфаркта у среднестатистического россиянина в 6 раз выше, чем при четкой организации медицинской помощи. Ваша мама проживет на 10 лет меньше чем ее ровесница, имеющая возможность наблюдаться и получать необходимые лекарственные препараты. И этот список конкретных примеров можно продолжать бесконечно. Изношенная, неэффективная, хронически недофинансируемая система не может гарантировать сегодня ни сохранение здоровья, ни современного лечения, ни выживания, в конце концов. А может ли называться современным государство, которое не способно обеспечить своим гражданам право на жизнь?
В Госдуме рассматривается законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который, по мнению правительства, знаменует собой новую эру в развитии отечественного здравоохранения. Коммунисты вместе с большинством медицинских общественных организаций страны полагают принятие его в таком варианте недопустимым. Законопроект создан в недрах профильного министерства, не прошел полноценной профессиональной и общественной экспертизы, вследствие чего содержит огромное количество недоработок, неточностей и опасных неопределенностей. Ценой больших усилий пока удалось перенести принятие закона на осень и продолжить обсуждение вопросов, без преувеличения, касающихся каждого гражданина.
Что же представляет собой «революционный» правительственный законопроект. Если коротко, то он фактически нацелен на фиксацию сложившейся в российском здравоохранении ситуации. Отдельными статьями фактически впервые законодательно закрепляется включение личных средств граждан в систему финансирования государственной системы здравоохранения, несмотря на то, что действует Конституция РФ, в соответствии с которой медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения должна оказываться исключительно бесплатно.
Стратегическая новация только одна – передача полномочий по оказанию всей медицинской помощи на государственный уровень – то есть фактическая ликвидация муниципального здравоохранения. Однако нигде четко не сформулировано, что государство берет на себя полную ответственность за систему организации медицинской помощи населению. Что организация медицинской помощи -есть система социального выравнивания, где богатые платят больше – бедные меньше, а медицинские услуги предоставляются одинаково первым и вторым. Зафиксированные полномочия в сфере здравоохранения привязаны к четко неопределенным финансовым возможностям государства. Эти неясные финансовые возможности реализуются через программу государственных гарантий, остро дефицитную на протяжении последних лет и бюджеты регионов (многие из которых, вследствие своей скудности, не способны гарантировать равные возможности в получении медицинской помощи).
Мы считаем, что первичная база медицинской реформы – это достаточное финансирование. Признанный ООН минимально допустимый уровень расходов на здравоохранение – 6 % от ВВП. Эта цифра должна быть четко сформулирована в законе, так же как сроки и средства ее достижения. С этого начинается и система необходимыхобщефедераль-ных социально-медицинских стандартов в широком смысле слова – стандартов доступности и стандартов качества медицинской помощи, стандартов и государственных гарантий для медработников государственной системы здравоохранения, обеспечение которых гарантирует государство независимо от места жительства и финансовых возможностей конкретного региона.
Можно ли принимать закон, в котором не прописано конкретных финансовых обязательств государства, нет ответственности этого самого государства, где возможность получить качественную помощь, а зачастую и выжить зависит от места вашего ^.жительства? Мы, коммунисты и медики-профессионалы, считаем, что нет.
Реализация современных порядков и стандартов, как основных критериев качества оказания медицинской помощи в соответствии с проектом, невозможна в большинстве учреждений здравоохранения страны даже в условиях дополнительного финансирования по программе модернизации. В условиях хронического дефицита региональных программ государственных гарантий либо стандарты не будут соблюдаться, либо придется их упрощать, уходя от современных методов диагностики и лечения, а в результате будет страдать качество.
Социальное положение медицинских работников и вовсе стыдливо забыто в законопроекте. Зарплата узкого специалиста-врача среднестатистической поликлиники в провинции -7-10тыс. руб., медицинской сестры 6-7 тыс. руб. Чтобы заработать минимально необходимые средства врачи, сестры, санитарки работают на 2-3 ставки в ущерб собственному здоровью. Сельские льготы медработникам уничтожены 122 законом, существующее льготное пенсионное обеспечение под угрозой отмены. Выплаты в случае смерти специалиста от заболевания, полученного при исполнении профессиональных обязанностей, просто смехотворны (в нашем регионе – 50 тыс. руб.). Без четко прописанного в законе уровня трудовых, пенсионных и иных гарантий (системы по образу гарантий государственных служащих) для специалистов-медиков, работающих в государственной системе здравоохранения, мы никогда не решим ни вопросы качества, ни проблемы неформальных соплатежей населения, ни обеспечения полноценными кадрами села. Ну и некоторые может не столь кардинальные, но важные вопросы, которые фракция КПРФ будет отстаивать при подготовке закона ко второму чтению:
– Обязательное участие в формировании бюджета здравоохранения отчислений от продажи алкоголя и табака, приносящих колоссальные убытки стране;
– Реальное, а не только на уровне призывов (как в предложенном законопроекте) стимулирование заботы граждан и работодателей о здоровье – дополнительный отпуск, если человек не болел в отчетном году, дополнительные бонусы в случае прохождения диспансеризации или скрининговых методов обследования в отношении ряда наиболее опасных заболеваний, налоговые послабления для организаций, занимающихся массовым спортом и т.д.;
– Организация реальной независимой экспертизы качества оказания медицинской помощи и заключений медико-социальной экспертизы для установления группы инвалидности в спорных случаях;
– Бесплатное обеспечение лекарственными препаратами не только отдельных групп граждан и в ограниченных объемах, а всех нуждающихся и не способных приобрести жизненно необходимые лекарства. Государство должно компенсировать средства на приобретение жизненно необходимых лекарственных препаратов, если их сумма превышает 10% от ежемесячного дохода гражданина.
– Требует детальной проработки и широкого обсуждения концепция реформирования подготовки медицинских кадров в части замены процедуры аттестации на процедуру аккредитации, ликвидации системы послевузовской подготовки в виде интернатуры и ординатуры. Никакой мотивировки необходимости смены сложившейся десятилетиями системы подготовки врачей-специалистов не представлено.
Фракция КПРФ в Законодательном Собрании Ульяновской области будет признательна всем профессионалам-медикам и иным категориям граждан, кто представит свои предложения и замечания по обсуждаемому законопроекту и примет участие в его обсуждении.
Контактный тел. 41-12-79, e-mail: kprf73@mail.ru, адрес: г. Ульянёёовск, ул. Энгельса, д.22.
Алексей КУРИННЫЙ, главный врач Ульяновского областного травматологического центра, кандидат медицинских наук, депутат Законодательного Собрания Ульяновской области (фракция КПРФ)