На общественные слушания в Димитровграде (Ульяновская область) вынесен проект строительства на территории НИИАР нового свинцово-висмутового ядерного реактора на быстрых нейтронах, который будет работать и как опытной образец, и в качестве энергетического объекта.
Вокруг строительства новой АЭС возникло много всевозможных мнений, большинство из которых довольно пессимистичны – якобы из-за угрозы безопасности будущего объекта для людей и окружающей среды. Насколько все это действительно так – выяснял корреспондент ИА REGNUM.
Завершение строительства реактора СВБР-100 запланировано на 2017 год, и, как утверждают разработчики, в самом принципе его работы заложен высочайший уровень безопасности. В основу обеспечения безопасности энергоблока наряду с использованием свойств внутренней самозащищенности реактора положен принцип последовательной реализации концепции глубоко эшелонированной защиты, – сообщили ИА REGNUM специалисты НИИАРа.
Реактор задуман так, что потенциально возможному распространению ионизирующих излучений и радиоактивных веществ в окружающую среду препятствуют последовательные физические барьеры, а их в проекте предусмотрены 5, включая отдельный герметичный защитный корпус. И в случае аварии не потребуется дополнительных мер защиты населения, эвакуации, выселения, как это было в Чернобыле.
“Строительство первого экспериментального свинцово-висмутового быстрого реактора энергетической направленности – это неотъемлемая часть формируемого у нас в регионе ядерно-инновационного кластера, под который в Димитровграде создается комплексная инфраструктура, – заявил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. – Новая АЭС не случайно строится рядом с Научно-исследовательским институтом атомных реакторов. НИИАР обладает уникальной экспериментальной и производственной базой по основным научным направлениям ядерной энергетики, то есть он изначально задумывался, в том числе, и как площадка под реализацию таких проектов. Считаю, что это проект не только всероссийского, но и мирового уровня”.
Строительство АЭС реализуется в рамках Федеральной целевой программы “Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и перспективу до 2020 года” и входит в число проектов Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте РФ в рамках направления “Новая технологическая платформа: замкнутый ядерный топливный цикл и реакторы на быстрых нейтронах”. А конечный продукт проекта – это базовая технология реактора на быстрых нейтронах со свинцово-висмутовым теплоносителем, адаптированная к проектам гражданского назначения, с созданием модульного энергоблока мощностью 100 МВт(э) и сопутствующего продуктового ряда, кратного 100 МВт.
На самом НИИАРе новость о строительстве АЭС воспринимают вполне оптимистично. По словам сотрудников института, это позволит не оставить без работы многих людей после вывода из эксплуатации отживших свой срок установок, а также обеспечить всю западную часть Димитровграда новым источником тепла.
“Строительство новой АЭС даст толчок дальнейшему развитию региона, – рассказал корреспонденту ИА REGNUM начальник отдела защиты окружающей среды НИИАР Евгений Шкоков. – Появится АЭС, которой нет еще ни в России, ни в мире. Мы видим объективную картину: Ульяновский регион испытывает нехватку электроэнергии. Новая атомная электростанция – это ещё один ее источник. Кроме того, появление такого реактора позволит более интенсивно развиваться данному направлению в системе образования: для работы АЭС потребуется новые кадры (они у нас есть), плюс появятся новые высококвалифицированные специалисты, которые впоследствии будут востребованы не только в Ульяновской области, но и в России в целом. Дополнительное развитие получит и инфраструктура города Димитровграда”.
Если говорить о влиянии реакторной установки на окружающую среду, то, по словам Евгения Шкокова, любой техногенный проект не может быть полезным для природы. Но так как для такого крупного объекта потребуется небольшая площадка – всего 12 га – то ущерб природе при таком масштабном объекте небольшой. Кроме того АЭС оказывает на экологию меньшее воздействие, чем любая тепловая станция, независимо от вида используемого топлива. Тепловые станции, которые работают на газе и выбрасывают в атмосферу углекислый и угарный газ, окислы азота, образующиеся при сгорании, приносят больше вреда экологии, нежели АЭС, воздействие на природу у которой минимальное.
Еще один аргумент в пользу строящейся станции, по словам специалистов: если для других подобных объектов санитарная защитная зона должна быть не меньше 5 км в радиусе, то для АЭС санитарная зона по площади равна площадке, на которой она располагается.
Были проанализированы случаи потенциальных аварий, которые могут возникнуть на новой АЭС. В результате доказано, что даже в случае самых неблагоприятных последствий ущерб населению будет минимальным. Дополнительных мер защиты населения, эвакуации, выселения, как это было в Чернобыле, не потребуется. Облучение практически минимально.
Кроме того, еще один положительный момент – решение расположить объект непосредственно в НИИАР, что не повлечет за собой организацию контроля окружающей среды или выстраивание сети мониторинга окружающей среды “с нуля”. В НИИАР наблюдение за радиационным фоном уже ведется, такая система существует и потребуется лишь незначительное её увеличение.
“Нет ничего необычного в том, что эта реакторная установка будет установлена именно на территории НИИАР, – сообщил ИА REGNUM и.о. директора НИИАР Владимир Гремячкин. – Профиль нашего института как раз предполагает исследования в данной области. Изначально НИИАР задумывался как площадка для таких объектов. СВБР-100 – это опытная установка, которая никогда не использовалась”.
По словам Владимира Гремячкина, установка – это 100 мегаватт электрической мощности в области. Учитывая энергодефицит, а также проводимую политику привлечения инвестиций и развития промышленности, дополнительная электроэнергия будет способствовать более эффективному решению важных стратегических задач в области. Так же при работе реактора будет выделяться тепло, которое можно использовать для отопления, содержания теплиц и т.д.
Кроме того, будет создано 100-120 рабочих мест только на АЭС. А за время строительства с 2012 по 2016 годы будет привлечено порядка 2,5-3 тыс. строителей, а также дополнительные инвестиции в стройиндустрию региона.
“Что касается безопасности объекта, то во всем мире признано, что реакторы с жидкометаллическим теплоносителем более безопасны, чем водо-водяные, – рассказал ИА REGNUM заместитель главного инженера по эксплуатации и ремонту НИИАР Николай Туртаев, – с точки зрения вопросов безопасности и слухов о повторении опыта Фокусимы, могу сказать, что АЭС в Японии строилась в 60-х годах прошлого века, АЭС в Димитровграде – этот проект нового века, уже 2000-х годов. В нем более серьезно подошли к вопросам безопасной эксплуатации. Он так задуман, что основные ядерные, радиационно-опасные элементы сосредоточены в отдельном специально защищенном корпусе. Это повышает безопасность установки, персонала и населения”.
Hermes
Вот это:
“АЭС в Димитровграде – этот проект нового века, уже 2000-х годов”
меня тоже беспокоит.