Журналист – абсолютно неблагодарная профессия. Журналистов не любят, подчас журналистов считают непорядочными и неправдивыми. Их по традиции обвиняют чуть ли не во всех земных грехах. В общественном сознании даже прочно укоренились два словосочетания – “жареные факты” и “желтая пресса”. Не дадут соврать коллеги, но эти выражения нам приходится слышать регулярно – как правило, от тех, кто не желает становиться героями наших публикаций или сюжетов.
Скажу честно, мне и самому неоднократно доводилось слышать обвинения, которые сводились примерно к тому, что “Белый – желтый журналист”. Обижаться на подобные словесные экзерсисы я перестал еще в начальной школе, когда один из учителей пытался шутить: “Сам Белый, а волосы черные”. Когда совсем недавно обвинения про “желтизну” в журналистике я услышал от пожилого коллеги, долгие годы правильно наточенным пером обслуживающего советский режим, то почему-то захотелось ответить. А если точнее, то внести ясность.
Может быть, я скажу совсем прописную истину, но в моем представлении кредо журналиста – информировать. Не участвовать, не инициировать события, а именно – информировать, доносить до людей сведения, которые они во что бы то ни стало должны знать. Если чиновники вырубают исторический сквер в центре города, откровенно наплевав на мнение жителей, которые в этом городе живут, об этом надо писать. Если милиционеры, ставшие полицейскими, не охраняют наш с вами покой, а “крышуют” уличные ларьки и торгуют наркотиками, об этом тоже надо писать. Если учителя разбивают палаточный городок и неделю голодают в знак протеста против закрытия школ, то и в этом случае молчать нельзя. Я не говорю, что надо давать оценки – кто прав, а кто виноват. Нет! Как говорил один из моих редакторов, “читатель у нас умный, сам разберется, что к чему”.
Как ни удивительно, но под “желтизной” многие почему-то понимают выуживание фактов, в том числе скандальных, и предание их огласке. Но именно в этом, а не в переписывании шаблонных пресс-релизов заключается миссия квалифицированного журналиста.
Полицейский беспредел, нарушение прав человека, нецелевое расходование бюджетных средств – это не желтизна, это сегодняшняя российская действительность. Если перестать об этом писать, то надо бросать журналистику и переходить работать в другое место – строчить релизы. Это, конечно, безопаснее во всех смыслах. Во всех, кроме одного. Перестаешь быть в согласии с самим собой.
Я глубоко убежден, что общество, то есть аудитория, которой призван служить журналист, вправе знать, что происходит в государстве, в котором оно живет, в котором работает и платит налоги, в конце концов.
“Жареные факты” и “желтая пресса” – это выражения для дилетантов. Я не берусь с ходу сказать, что считать “желтым”, а что – “жареным”. Очевидно лишь одно: если информация имеет серьезное значение для аудитории, ее необходимо всеми возможными законными путями доставать, после чего – предавать огласке. Лично я – за такую “желтизну”.
Есть еще один нюанс. Не столь давно мне довелось писать о спикере Ульяновского городского парламента, который в судебном порядке пытался отобрать собственную дочь у бывшей супруги. Довелось услышать стандартные фразы про “вмешательство в личную жизнь” и “грязное белье”. Не соглашусь по той простой причине, что спикер местной думы – политик, публичная фигура. А это означает, что люди вправе знать и об этом.
Железобетонное утверждение президента России Дмитрия Медведева о том, что “свобода лучше, чем несвобода” можно дополнить следующим – что информационная открытость лучше, нежели закрытость. Я отдаю себе отчет в том, что открытость подчас приводит к всплескам беспощадной таблоидной журналистики – когда нам показывают трупы или кровавые сцены.
Однако, как мне представляется, даже таблоидная жесткая, но при всем этом правдивая желтизна гораздо лучше и нужнее, нежели глянцевые картинки виртуальной действительности, которые нам все чаще и чаще пытаются демонстрировать.
Владимир I
Миша, это для кого ты написал?
Елен(к)а
И, главное, зачем?
грейдер
Во-во…
offNegative
а так просто, шоб было…
НОВЫЙ
Белый написла о том,ч то народ орует – желтая пресса. не понимая, что это
Случайный
Полностью согласен. Респект автору
Лайк
тот редкий случай, когда соглашусь с Белым – пусть лучше будет желтизна, чем красивые картинки – как все хорошо
Нда
Похоже, Михаил себя убеждает, что все средства в работе журналиста для информирования общества хороши, главное – донести некую заинтересовавшую его информацию. Такого же мнения, видимо, придерживались журналисты Руперта Мердока, прослушивавшие тысячи частных телефонных переговоров. Поэтому, в частности, Михаил Белый не видит разницы между правом на “частную жизнь” публичных фигур (как в случае с семейным судом Гвоздевых) и их действительно публичной деятельностью, как таковой. В этом случае Белого вдохновляет желтая журналистика Руперта Мердока.
Доктор
Господин Белый, как еще можно к вам относиться, если ни разу ни видев вас в жизни, несколько раз читал ЯКОБЫ данные мной вам интерьвью? Серъезно? Да никогда в жизни. Подумайте об этом на досуге. Это даже не желтизна! Это по другому называется.
доктору
Люди, дающие интервью, не прячутся под погонялами
Доктор
Доктор, это не погоняло… Это профессия.
Взгляд со стороны
Очередной “… в воду” в исполнении Белого…
Миша, журналистика – не твоя стезя, как бы ты не тужился… Меняй профессию, пока молодой.
Свора
как набросились на Белого)))
Красная тряпка! Миша, в точку!
петр
миша молодец
власти бегут от реальности боятся реальности
мочи короче их миша
а ж…зы идут на…
Доктор
Ага!!! Точно!!! Мочи их Миша!!! Насколько фантазии хватит!!! И интервью напридумывать… Ахтуальные…
Негодующий
Текст в формате блога, думаю так. Наверняка направлен не на проф. журналистов, а на “обычных” печатающих и читающих. Типа “ликбез” по профессии. Михаил, но читается скучно, вы бы лучше, если хотите познакомить народ с профессией, написали что-то вроде распорядка дня журналиста или ещё какие-либо интересные нюансы и факты.
Ага
Распорядок дня журналиста. Как настоящий журналист бухает, похмеляется …, ну и т.д.
Миша, не надо уподобляться
упомянутому ” обслуживателю ” режима. Он готов обслужить кого угодно в режиме предоплаты.
А советского “режима ” не было – была Советская власть, при которой большинство персонажей критических статей ( и твоих тоже ) работали бы на благо народа на свежем воздухе в экологически чистых отдаленных районах – пилой, лопатой и кайлом. Чего им от всей души желает большинство граждан.
Цветик
Десятка два легко могу назвать
Из тех, что в СМИ “ваяют” ныне,
И то, что черными бы надобно писать,
Крапают розовыми. Или голубыми.
Там где черно – рисуют синь небес,
Червя ползущего нам подают летящим,
Где нищета, они там видят шик и блеск,
И языками полируют срам власть предержащим.
Не думай, Миша, что ты лучше этих чем-то,-
Работа, брат, она везде работа.
Случись тебе взлететь в пресс-службу президента,-
Ты тоже примешься лизать (причем, с охотой).
А истин прописных большой набор,
Истрепанных, увы, уже изрядно,
Без сожаления швырнешь ты за забор,
Поскольку с ними при властях накладно.
Я не сужу ни тех и ни других
(расклад такой случайно написался),
Но даже Петр святой от принципов своих
Христа предав, однажды отказался…
Ахмеров
К последней строчке: трижды, если верить евангельской истории. Проверяйте факты:))
Цветик
Учитывая замечание господина Ахмерова, последние строчки в моем коменте читать так:
Но даже Петр святой от принципов своих
Христа предав, аж трижды отказался…
Cтоит ли посвящать жизнь профессии
журналиста, если газеты уже редко кто покупает и выписывает. Журналист – вид хищника, выдрессированного продать себя кому угодно и для чего угодно; сезон гона – выборный период. Подвид литератора розовоочкастого, ныне также занесённого в Красную книгу цивилизации.
Hermes
А у меня другой вопрос – почему ЭТО было здесь вообще опубликовано?
Это насущная проблема Ульяновска – стенания о желтизне желтого цвета?
Миш… ну бывают же у тебя отличные материалы… но только не этот
Гогин
Думается, если бы не Белый, судья Сас все еще ездил бы на своем джипе по трупам. Кстати, что-то про него давно не слышно.
Hermes
может отпустили пока все забыли… замутить тему правильно, а вот вести ее не каждый может до конца.
pavel
Ни в коем случае не начетничаю: желтизна никогда не может быть белой – не по определению, а, прежде всего, целям. Известный сегодня уже за пределами Ульяновска мастер желтого дела А.Габрелянов с этого начал собственный бизнес, не скрывая своей цели-задачи. И преуспел !
А сколько не преуспевших, в т.ч. авторов-анонимов болтаеся в интернете и газетах-однодневках, всплавающих как правило перед выборами тиражами превышающими население Ульяновска в несколько раз ?! Одни деньги зарабатывают, другие мстят за нанесенные обиды, третьи, как вы (не сомневаюсь!), выполняют профессиональный долг.
Ваш пример “с Гвоздевым”, Михаил, не убедителен:и что, что спикер? – попробуйте порыться тогда, объективности и смелости ради, в семейных делах Морозова – также, как бы, тема, да еще и с обманом не только жены, но и избирателей по теме “любви”. Чем не тема для “профессионального” исследования, да и читателей, уверяю, заинтересует…
Но нельзя(!), Михаил, ТУДА лезть, нельзя! Так же, как нельзя (неприлично) читать чужие письма,подслушивать, подглядывать, доносить. Поверьте. Не оправдывайте желтизну, Михаил.
pavel
ТУДА – личное.
Личное, которое не затрагивает ваших же Личных интересов. Вправе ли знать читатель? Да, вправе! Но только то, что личность, даже публичная, считает возможным сделать публичным. Повторюсь, если это не затрагивает интересов других людей: обман,неуплата налогов, коррупция, подкуп и т.д.- к их числу не относятся. Вскрывайте, в интересах тех же читателей! Пожалуйста.
О!
Михаил тысячу раз прав – лучше такая,как у него “желтизна”, чем косноязычные матрешечные новостя,разрешенные к показу и печати. Слушать,смотреть и читать это нормальному человеку невыносимо. Белый+100. Продолжайте в том же духе.
А вот советчикам, пытающимся заставить журналиста “вскрывать” гнойные раны криминального руководства, нужно обращаться в другие органы,коих развелось как собак нерезанных, вот они пускай занимаются соими прямыми обязанностями, а не девок по пьяни по кустам ищут, да дАкументы на бытовую технику трясут с нормальных граждан с непонятной целью. Поработать им давно пора по закону и по уставу, тогда у Белого и других приличных журналистов появится время информировать общество как положено.