Через полгода муниципальные учреждения здравоохранения должны быть переданы в областную собственность. Перевода муниципальных больниц, поликлиник, ФАПов требует 313 федеральный закон, Завершиться процесс должен до 1 января 2012 года.
Судя по всему, медицину ждут большие перетуроации, Хорошо это или плохо?
Ясно одно: как прежде уже не будет. Понимают это и медработники на местах, и пребывают в тревоге и ожидании У них возникает множество вопросов. Например такой: большое количество зданий и больничных комплексов вообще не имеет технических паспортов, их строили в свое время хозспособом. Дефакто: больница есть, де юре – в природе не существует. Значит, передавать нечего. Как будет и будет ли укрепляться материально-техническая база? Увеличится ли зарплата? Медики, конечно, имеют ввиду, что регион побогаче. Но появляются сомнения другого плана. А дойдут ли руки у региона до каждой поликлиники и сельского ФАПа?
Сейчас местная медицина в районных приоритетах – на первом месте. Первое лицо в районе – главврач, в народной иерархии – «главнее» руководителя муниципалитета. К последнему приходят чаще с претензиями и критикой. В больнице народ чувствует себя просителем. Как иначе, от врача зависит жизнь и здоровье тебя самого, твоих детей, родителей. Главврачи за многие годы обросли связями во всех местных службах, организациях, ведомствах. По большому счету, им никто ни в чем не может отказать.
Львиная доля муниципального бюджета уходит на содержание медучреждений. Это понятно, в больницах и поликлиниках лечатся все без исключения. А частные клиники не рвутся в глубинку.
В связи с предстоящими новациями, муниципалитеты освобождаются от значительной доли социальных обязательств. Голова не будет болеть ни о зарплате, ни о кадрах, ни о материальной обеспеченности.
Но у местных властей иллюзий, по поводу того, что с них снимут огромную ношу, не возникает. Людям ведь все равно, кому принадлежит местная больница. Они, как и сейчас, все свое недовольство обрушат на головы местных чиновников. Плохо работает больница – прямиком в районную администрацию. А администрация, уже по закону, не вправе будет вмешиваться ни в какие «медицинские» проблемы: ни с зарплатой, ни с кадрами, ни с материальной поддержкой.
Для районов помимо «негатива», связанного с тем, что пациенты, независимо от принадлежности больницы, продолжат учинять спрос с местных властей, появится еще один весомый «минус». – муниципалитет лишится 10% НДФЛ. Если раньше НДФЛ распределялся поровну (50 на 50) между регионом и муниципалитетом, то с 1 января 2012 года пропорция будет такая 60% -региону, 40% – муниципалитету. Между тем, сами медработники в Ульяновск не переедут. Они, как и все, продолжат в полном объеме пользоваться всей районной инфраструктурой: школами, детсадами, культ и спотривными учреждениями и т. д. Но теперь их доля в содержании муниципального имущества сократится на 10%. Для районов это существенные деньги.
Наверняка, районные медкадры ждут и кадровые перетряски. У Губернатора накопилось немало вопросов к медицине: качеству лечения, уровню обслуживания населения, профессионализму кадров, Уже не говоря о том, что повсеместно в медучреждениях процветают поборы. Можно спрогнозировать, что мириться с этим он не намерен, и поэтому заставит Министерство здравоохранения и министра Валентину Караулову провести чистки, чтобы освободиться от недобросовестных, профессионально несостоятельных и коррумпированных специалистов и руководителей, Кресло зашатается не под одним главврачом. Это тоже вносит определенную нервозность в ряды медицинской общественности. Вопросов много, насколько принесут пользу предстоящие перемены, ответит только время.
ОТ РЕДАКЦИИ. Мы предлагаем нашим читателям обсудить животрепещущую тему и высказать свое мнение. Мы с удовольствием опубликуем его на страницах нашей газеты, Каких перемен ждете вы от реализации 313 федерального закона. Улучшится или ухудшится в связи с этим положение районной медицины Ждем откликов. Адрес 432071, г. Ульяновск, а/я 2221.